Метод оценки затрат на качество на промышленных предприятиях
Белгородский государственный технологический
университет им. В.Г. Шухова
МЕТОД ОЦЕНКИ ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО
НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Экономика управления качеством производства продукции предполагает затраты предприятия на обеспечение необходимого качества продукции.
Предприятие должно сформировать у себя систему управления, которая обеспечит ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке.
Система управления качеством создает механизм, гарантирующий повышение организационно-технического уровня управления качеством. Если на предприятии будет действовать эффективная система управления качеством, то вероятность того, что создаваемая продукция будет отвечать требованиям потребителя, резко повысится.
Актуальность данной работы заключается в раскрытии основной экономической проблемы: повышение качества продукции и эффективности общественного производства, что в конечном итоге приведет к улучшению использования средств и предметов труда, рабочей силы и финансовых ресурсов.
Целью деятельности любого промышленного предприятия является выпуск определенной продукции установленного объема и качества в определенные сроки. Поэтому оценивать качество работы промышленного предприятия следует, прежде всего, посредством определения экономической эффективности производимой продукции.
С позиций экономической теории любое производство правомерно рассматривать как преобразование затрат в результаты. При таком подходе оказывается, что управление затратами охватывает все стороны управления производством.
При формировании системы оценки затрат на качество предприятия очень важно принять такую систему, при которой начальный уровень затрат может быть достаточно просто оценен. Основной принцип формирования - начать с малого и расширять систему по мере накопления опыта. Для реализации этого принципа необходимо на начальном этапе выделить минимальное количество показателей, которые наиболее значимы для предприятия.
Компания стремится повышать качество своих изделий в целях улучшения своего имиджа. В то же самое время желательно удерживать рост затрат на качество и увеличивать, тем самым, результативность компании и ее прибыль. Вследствие таких действий возникают дополнительные финансовые ресурсы и улучшается репутация компании, что гарантирует ей рост и процветание.
Целью научно-исследовательской работы являлось повышение качества продукции путем оптимизации затрат предприятия на качество.
Результатом функционирования системы управления качеством является эффективность управления производством, обеспечивающая достижение стоящих перед объектом управления целей при наименьших затратах.
Сбор данных о затратах на качество, их анализ, проведение корректирующих мероприятий требуют больших затрат ресурсов и времени. Поэтому, решаясь на проведение такого объёма работ, необходимо выявить, за какие затраты ответственность лежит непосредственно на компании, а за какие - на её поставщиках.
Для достижения наилучшего эффекта и осуществление улучшений можно внедрять анализ затрат на качество совместно с СМК.
Существует традиционный метод сбора данных. Недостатки: концентрация внимания на данных бухгалтерского учета, возможность его применения только к производству и учет не всех видов затрат. Достоинства: возможность использования уже имеющихся данных и принятой системы измерения, связь затрат на качество с ценой.
Метод документирования дефектов основан на получении информации о затратах на качество из записей и отчетов по качеству. Такой метод, дает возможность получать более полные данные и позволяет сопоставить данные по качеству с финансовыми результатами компании.
Методом, вовлекающим в работу по сбору данных о затратах на качество большое число сотрудников, является метод «время и посещаемость», основанный на тщательном документировании сотрудниками затрат своего рабочего времени. Использование данного метода позволяет получать фактически полную информацию, в том числе и о некоторых скрытых затратах на качество, но при этом может потребоваться дополнительное обучение сотрудников фиксированию затрат рабочего времени, возрастает загрузка руководителей.