Контроллинг как современный инструмент эффективного управления бизнес-процессами
Казаринова И.В.
Научный руководитель: канд. экон. наук, проф.
Выборнова В.В.
Белгородский государственный технологический
университет им. В.Г. Шухова
Контроллинг как современный инструмент эффективного управления бизнес-процессами
Большинство российских компаний испытывает трудности со сбытом. Цены рынка на оборудование, аренду, материалы, энергию растут, как правило, быстрее, чем цены на производимую продукцию. Из-за этого уменьшается прибыль и приходится анализировать, что, где, у кого и по какой цене покупать, кому и по какой цене продавать. Неустойчивость финансовых рынков, обострение конкурентной борьбы между предприятиями, снижение доходности и рост степени риска в бизнесе заставляют российские предприятия внедрять в свою практику методы и инструменты современного менеджмента.
На сегодняшний день наилучший инструмент рыночных преобразований всей деятельности предприятия – это внедрение системы контроллинга. Контроллинг представляет собой сравнительно новое явление современного управления, возникшее на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учета и менеджмента, позволяющий найти оптимальный вариант действий, сохранить и увеличить свою долю рынка, добиться максимальной для конкретных условий прибыли, а также ускоренного прогресса компании.
Его можно определить как систему, обеспечивающую методическую и инструментальную базу для поддержки основных функций управления. Интегрируя, координируя и направляя деятельность различных служб и подразделений предприятия на достижение оперативных и стратегических целей он переводит управление предприятием на качественно новый уровень.
Одним из наиболее эффективных в условиях ограниченности ресурсов методов внедрения контроллинга является поэтапное изменение информационных и управляющих потоков предприятия. Его применение означает последовательное проведение ряда шагов, эффективность каждого из которых можно оценить сразу после осуществления.
Здесь условно можно выделить четыре этапа: целеполагание; внедрение на предприятии управленческого учета и отчетности; внедрение процедур планирования; внедрение процедур и механизмов контроля.
Первый этап – целеполагание. На данной стадии определяются цели внедрения конроллинга на предприятии. Представлен возможный перечень целей.
§ Увеличение конкурентоспособности предприятия. В настоящее время эффективные системы учета, анализа и планирования являются важнейшим фактором достижения успеха, что подтверждается объемами продаж крупнейших мировых поставщиков решений в этой области (продукты Oracle, «Галактика» и тд) Внедрение подобных систем наряду с отлаженными механизмами поставки и транспортировки увеличивает прибыльность как отдельных корпораций, так и целых отраслей экономики.
§ Сокращение времени, необходимого руководству для принятия обоснованных тактических и стратегических решений.