Материалы

Факторы, влияющие на формирование сознания студентов


Одной из актуальных и вместе с тем трудновыполнимых задач, стоящих перед современным обществом, является формирование не только образованного, но и духовно богатого, культурного, высоконравственного человека. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован, во многом зависит будущее состояние общества. Изучение факторов, влияющих на формирование сознания студентов и молодежи дает возможность выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям и ее инновационный потенциал.

Можно выделить следующие факторы, влияющие на формирование сознания студента:

1.     ценностные ориентиры современного общества;

2.     средства массовой информации и реклама;

3.     процессы, связанные с глобализацией и вхождением в информационное общество.

Ценностные ориентиры связаны с ценностными ориентациями. Ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направленность личностным позициям, поведению, поступкам [2,с.109].

Многочисленные социологические опросы последних лет выявляют общий ценностный и нормативный кризис у молодежи. Потеря ориентации в ценностно-нормативной системе вызывает у молодежи либо чувство растерянности и утраты смысла образующих ориентиров, либо стремление любой ценой добиться в жизни успеха и материального благополучия, надеясь при этом не на государство или власть, а исключительно на себя и свою семью.

Ценностная ориентация молодого поколения свидетельствует о наличии противоречия в их ценностном сознании. С одной стороны, смещение всех жизненных приоритетов в сторону материального благополучия, то есть желание “жить хорошо” является определяющим мотивом социального поведения молодых людей. С другой стороны, в молодежном сознании преобладает чувство тревожности, растерянности, страха перед будущим, неверия в идеалы, в страну, в государство.

Молодое поколение, по мнению В.Г. Немировского, не склонно доверять каким-либо партиям, профсоюзным объединениям. Ненамного выше доверие молодежи и к таким социальным институтам как армия, милиция [4,с.27]. Большинство студентов заявляют о своей аполитичности, о недоверии к политике, о разочаровании в демократических идеалах. Однако, параллельно наблюдается противоположная тенденция: студенты выбирают политическую деятельность как карьеру и источник финансовой стабильности.

Преобладание в сознании молодежи ахристианских ценностей объясняет оправдание ими негативных действий. Некоторые молодые люди считают для себя вполне возможным работать в криминальных группировках, заниматься рэкетом, проституцией и находят это нормальным способом зарабатывания денег, поскольку большинство молодых людей считают Россию страной, в которой невозможно прожить законным путем [2,с.112].

Прагматизм сегодняшней жизни существенно потеснил интеллектуально-познавательные и нравственно-эмоциональные ценности бытия. Не входят в число значимых ценности религиозной жизни. Даже посещая церковь, многие молодые люди остаются по сути неверующими [5,с.91].

Как известно, человек XXI века существует в знаковой среде, в окружении образов и подобий, “подлинных” имитаций. В связи с этим, по мере роста производимых человечеством объемов значимой для существования информации, возрастает роль средств информирования, которые производят отбор, создание и транслирование информации. Современные информационные технологии их легко уплотняют, превращая в особую виртуальную реальность, которая гораздо реальнее, чем просто возможность, “возможная” реальность [6,с.145].

Для социальных практик, которые доминируют в сетевом обществе, существует новая форма реальности: пространство потоков. Пространство потоков есть материальная организация социальных практик в разделенном времени, работающих через поток [1,с.217]. Под потоками понимаются целенаправленные, повторяющиеся, программируемые последовательности обменов и взаимодействий между физически разъединенными позициями в экономических, политических и символических структурах общества.

1 2 3
Общее время работы: 9.1419219970703 мс
Использование памяти: 659 КБ