Материалы

Медико-биологические особенности физического воспитания студенток


 

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОК

 

Организм женщины имеет определенные анатомо-физиологические особенности, которые необходимо учитывать при занятиях по физическому воспитанию. При планировании, проведении и организации учебно-тренировочного процесса с женщинами наряду с решением общих задач физического воспитания и совершенствования физических, моральных и волевых качеств, необходимо обеспечить соответствующую их подготовку к лучшему выполнению функции материнства [1]. Для здоровья женщины большое значение имеет развитие мышц брюшного пресса, спины и тазового дна.

Одним из факторов недостаточного развития этих мышц у студенток и работниц умственного труда является малоподвижный образ жизни. При положении сидя мышцы тазового дна не противодействуют внутрибрюшному давлению и растягиванию от тяжести лежащих над ними органов. В связи с этим теряют они свою эластичность и прочность, что может привести к нежелательным изменениям положения внутренних органов и ухудшению их функциональной деятельности [2].

Особенности женского организма должны строго учитываться в организации, содержании, методике проведения самостоятельных занятий. Подбор физических упражнений, их характер и интенсивность должны соответствовать физической подготовке и возрасту, индивидуальным особенностям студенток. Необходимо исключить случаи форсирования тренировки для того, чтобы более быстро достичь высоких результатов.

Женский организм, в отличие от мужского, характеризуется менее прочным строением костей, меньшим развитием мускулатуры тела, а жировая ткань женщин составляет до 28% веса тела (мужчин18-19%). У женщин значительно слабее развиты мышцы сгибателей кисти. В отличие от мужчин у них хуже развиты скоростные и силовые двигательные качества. Однако женщины превосходят мужчин в гибкости и выносливости. Поэтому на занятиях физической культурой учитываются сильные и слабые стороны женского организма.

Используемые упражнения обычно носят общеукрепляющий характер и тщательно подбираются по разделам физической культуры, чтобы не вызвать дисгармонической гипертрофии отдельных мышечных групп. Особое внимание уделяется упражнениям, развивающим мускулатуру брюшного пресса, гибкость и координацию движений [3]. При этом разминку следует проводить более тщательно и более продолжительно, чем при занятиях у мужчин. Рекомендуется остерегаться резких сотрясений, мгновенных напряжений и усилий, например, при прыжках и в упражнениях с отягощением [2].

Так как для здоровья женщины большое значение имеет развитие мышц брюшного пресса, спины и тазового дна, то для укрепления их рекомендуется выполнять упражнения в положении сидя и лежа на спине с подниманием, отведением, приведением и круговыми движениями ног, с поднятием ног и таза до положения «березка», различного рода приседаниями [4].

Даже для хорошо физически подготовленных студенток рекомендуется исключить упражнения, вызывающие повышение внутрибрюшного давления и затрудняющие деятельность органов брюшной полости и малого таза. К таким упражнениям относятся прыжки, поднимание больших тяжестей и другие, сопровождающиеся задержкой дыхания и настуживанием.

При выполнении упражнений на быстроту и силу движений необходимо постепенно увеличивать тренировочную нагрузку, более плавно доводить ее до оптимальных пределов, чем при занятиях у мужчин. Упражнения с отягощением применяются с небольшими весами, сериями по 8-12 движений с вовлечением в работу различных мышечных групп. В интервалах между сериями выполняются упражнения на расслабление с глубоким дыханием и другие упражнения, обеспечивающие активный отдых.

Функциональные возможности аппарата кровообращения и дыхания у девушек и женщин значительно ниже, чем у юношей и мужчин. Поэтому нагрузка на выносливость для них должна быть меньше по объему и повышаться на более продолжительном отрезке времени.

Студенткам при занятиях физическими упражнениями и спортом следует особенно внимательно осуществлять самоконтроль. Необходимо также наблюдать за влиянием занятий на течение овариально-менструального цикла и характер его изменения. Во всех случаях неблагоприятных отклонений необходимо обратиться к врачу.

1 2
Общее время работы: 18.823862075806 мс
Использование памяти: 659 КБ