Материалы

Коммуникативная культура в структуре профессионализма будущих педагогов системы дошкольного образовательного учреждения


Сегодня особенно актуальной становится проблема развития коммуникативной культуры будущих педагогов системы дошкольного образовательного учреждения. В современном обществе с открытыми границами увеличивается число специалистов, которые должны владеть навыками речевого общения, и в первую очередь на профессиональном уровне. Это означает, что для общения будущему педагогу необходимы в достаточной степени, сформированные коммуникативные навыки, которые являются важнейшей составляющей частью коммуникативной культуры.

Основной структурной составляющей профессионализма будущего педагога является коммуникативная культура, которая является условием и предпосылкой эффективности профессиональной деятельности, показателем профессиональной компетентности и профессионального самосовершенствования. Для воспитателя дошкольного образовательного учреждения, как субъекта профессиональной деятельности, способом познания и преобразования мира выступает профессиональная культура, а способом преобразования себя – коммуникативная культура. Коммуникативная культура здесь представляет собой совокупность тех специальных коммуникативных знаний, навыков и умений, с помощью которых человек предотвращает возникновение психологических трудностей и прогнозирует результативность межличностного и делового профессионального взаимодействия.

Анализ литературных источников показывает, что коммуникативная культура рассматривается различными науками: философией, психологией, педагогикой, социологией, психолингвистикой и др. В философских работах раскрывается сущность коммуникативной культуры (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Ю.М. Лотман, М.С. Каган и т.д.). Отечественная психология изучает социальные и этические проблемы коммуникации личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, В.С. Грехнев, А.А. Леонтьев, В.Н. Мисящев и т.д.).

В педагогике коммуникативная культура выступает, с одной стороны, как характеристика профессиональной культуры педагога (В.А. Кан-Калик, Л.М. Митина, А.В. Мудрик, И.И. Рыданова, В.А. Сластенин и т.д.), с другой,- как системная составляющая образовательного процесса в педагогическом вузе (Н.П. Аникеева, П.В. Лепин, Е.Н. Мишина и др.). В педагогической этике коммуникативная культура рассматривается как неотъемлемая часть этики педагога (Э.Г. Гришин, В.И. Журавлев и др.).

Следует отметить возросший интерес ученых к проблеме развития коммуникативной культуры личности педагога (Д.М. Александров, Г.М. Андреева, И.А. Зимняя, И.Ф. Исаев, В.Г. Костомаров, Н.Б. Крылова, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, А.И. Мищенко, А.В. Петровский, В.А. Сластенин и др.).

Исследования, выполненные в рамках культурологического подхода, рассматривают коммуникативную культуру как «инвариантно-деятельное качество личности» (В.С. Леднев), как основу профессиональной деятельности педагога, показатель общей (И.Ф. Исаев, В.А. Кан-Калик, А.В Мудрик, В.А. Сластенин и др.) и социальной культуры (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, С.Е. Матушкин и др.).

В структуре профессионализма основополагающими элементами понятия профессиональная культура являются культура и профессия. Если культура является общим, родовым понятием, определяющим способ организации жизнедеятельности человека, то профессиональная культура обозначает то же самое, но в более узкой сфере деятельности, которой является профессия. Профессиональная культура представляет собой совокупность теоретических знаний и практических умений и навыков, присущих определенному виду труда, это-совокупность норм, правил и моделей поведения людей в условиях выполнения определенной специфической деятельности.

Профессиональная культура выступает как мера и способ реализации личности в творческой профессиональной деятельности: - овладевая ценностями профессиональной культуры, личность формирует свое профессиональное «Я» - так называемую «Я-концепцию».

По мнению многих исследователей коммуникативная культура является условием и предпосылкой эффективности профессиональной деятельности, показателем профессиональной компетентности и профессионального самосовершенствования. Для специалиста, как субъекта профессиональной деятельности, способом познания и преобразования мира выступает профессиональная культура, а способом преобразования себя – коммуникативная культура. Коммуникативная культура здесь представляет собой совокупность тех специальных коммуникативных знаний, навыков и умений, с помощью которых человек предотвращает возникновение психологических трудностей и прогнозирует результативность межличностного и делового профессионального взаимодействия.

1 2 3
Общее время работы: 12.896060943604 мс
Использование памяти: 661 КБ