Организация круговой тренировки на занятиях физической культуры в ВУЗе
В работе представлено организация формирования и методы проведения круговой тренировки у студентов технического вуза. О влиянии ее на развитие физических качеств и общего эмоционального состояния студентов.
Главная задача современного физкультурного движения состоит в улучшении здоровья людей, подготовке их к защите Родины и высокопроизводительному труду в условиях современного производства. Научно-технический прогресс, как неотъемлемая часть современного производства, стимулируя процессы механизации и автоматизации, изменяет характер и содержание труда. При этом уменьшается количество профессий тяжелого немеханизированного труда, неуклонно возрастает удельный вес трудящихся, занятых процессами обслуживания сложных скоростных машин и поточных линий. Изменения в содержании и характере труда диктуют новые требования физиологическому статусу человека[1].
Современный рабочий должен обладать способностью к концентрации и переключению внимания, переработке значительных объемов информации, уметь быстро и правильно реагировать на изменение производственных ситуаций, иметь достаточную устойчивость к психоэмоциональным стрессорам, гипокинезии и неблагоприятным факторам производственной среды. Повышенные требования к сенсорным системам организма приводят к их утомлению, способствуют развитию нервно-эмоциональных напряжений, что может неблагоприятно сказаться на здоровье и работоспособности определенных контингентов трудящихся.
Несомненно, генеральным направлением в оздоровлении условий производства, улучшении здоровья широких слоев населения, повышении производительности труда являются мероприятия социально-экономического характера. При этом особо возрастает необходимость разработки рациональных режимов массовой физической культуры. Это положение предполагает внедрение физической культуры и спорта в повседневную жизнь людей, увеличение числа коллективов физической культуры, секций и групп
ГТО, туризма, общей физической подготовки (ОФП), здоровья предполагают изыскание эффективных форм и методов мышечной тренировки, направленных на решение задач оздоровительного характера, повышение физической и профессиональной работоспособности, развитие двигательных качеств и профилактику заболеваний.
Традиционная круговая тренировка предполагает; в первом занятии комплектование групп и ознакомление их с комплексами упражнений на «станциях». На втором занятии определяется максимальное количество повторений с учетом и без учета времени. В дальнейшем в зависимости от индивидуальных особенностей и конкретных задач занимающиеся проходят 1—3 круга при количестве повторений. В основе традиционной круговой тренировки лежат три метода. Непрерывно-поточный, который заключается в выполнении упражнений слитно, одно за другим, с небольшим интервалом отдыха. Особенность этого метода заключается в постепенное повышение индивидуальной нагрузки за счет повышения мощности работы (до 60% максимума) и увеличения количества упражнений в одном или нескольких кругах. Одновременно сокращается время выполнения упражнений (до 15—20 с) и увеличивается продолжительность отдыха (до 30—40 с). Метод этот, по мнению [1] способствует комплексному развитию двигательных качеств.
Поточно-интервальный, который базируется на 20— 40-секундном выполнении простых по технике упражнений (50% от максимальной мощности) на каждой станции с минимальным отдыхом. Цель его сокращение контрольного времени прохождения 1—2 кругов. Такой режим развивает общую и силовую выносливость, совершенствует дыхательную и сердечно-сосудистую системы.
Интенсивно-интервальный, который используется с ростом уровня физической подготовленности занимающихся. Мощность его заданий составляет 75% от максимальной и достигается за счет увеличения интенсивности и сокращения времени работы (до 10—20 с). Цель его сокращение времени работы при ее стандартном объеме и сохранении временных параметров отдыха (до 40—90 с). Подобный режим развивает максимальную и «взрывную» силу.