Материалы

О предфилософии восточных славян


Кроме того, славяне представляли мир как единство Прави, Яви и Нави. По мнению славян всё в этом мире создано и существует по закону Прави. «И Правь эта истинная, так как Навь совлечена ниже Яви» [1, с. 42-43]. Этот закон существует как для всей Вселенной, так и для отдельных её частей, в том числе и для человека. Это закон равновесия, закон развития мира, взаимопроникновения и взаимо- действия. «Если мы отойдём от Яви – будет смерть. Явь – это текущее, то, что сотворено Правью. Навь же – после неё, и до неё есть Навь. А в Прави есть Явь… И так мы смотрим назад и говорим, будто бы мы стыдимся познавать Навь, Правь и Явь, и стыдимся обе стороны Бытия своего ведать и понимать» [1, с. 109]. Таким образом, славяне уже делили бытие на духовную и материальную составляющие. В свою очередь, Явь также имеет трёхчастное вертикальное деление, чтобы разобраться в этом, необходимо обратиться к прикладному искусству славян. Исследовательница Л. М. Русакова провела искусствоведческую и мировоззренческую экспертизу вышитого полотенца: «В узоре полотенца воплощён структурированный Космос. В нём чётко представ- лена трёхчастная вертикальная организация пространства Вселенной: нижний мир – корень и ростки, средний – ветки и плоды, верхний – цветок, что соответствует подземной, земной и небесной сферам миро- здания. Трёхчастность по вертикали соответствует прошлому – настоящему – будущему; в генеалогическом преломлении это: предки, нынешнее поколение, потомки. Вместе с тем дерево разделяет и одновременно сводит воедино основные бинарные семантические противопоставления: небо – земля, земля – преисподняя, день – ночь, лето – зима, правое – левое, жизнь – смерть, доля – недоля и т.д.» [7, с. 339].

Человек, по мнению наших предков, является частью Вселенной, её порождением:

«Кости крепки от камени;

Телеса наши от сырой земли;

Кровь-руда наша от чёрна моря» [7, с. 154].

На основе исследований всего многообразия русского фольклора строится следующий вывод: человек, по мнению славян, безусловно, происходит либо от богов, либо создаётся ими. Но везде прослеживает- ся следующиё сюжет: верховный бог дал человеку частицу своей огненной крови, передав тем самым способность быть творцом и право самому собой владеть. Вся Вселенная вместе с порождённым ею человеком образует тело бога. Человек, соединяя в себе все элементы Вселенной, оказывается подобием бога и плотью от плоти этого мира. Поэтому между человеком и природой, а через неё и богом, оказывалась неразрывная связь, родство, причём не только физическое, но и духовное, т. к. согласно преданиям у человека ум от самого бога.

Академик Ю. А. Бегунов пишет, что славяне, живя в природе и считая себя её частью, не боялись даже смерти. «И не умирают они (души) в час смерти наших тел» [1, с. 43]. «Но мы не боимся этого (гибели), ибо имеем жизнь вечную, и мы должны радеть о вечном, потому что земное против него – ничто. Мы сами на земле как искра, и сгинем во тьме, будто не было нас никогда» [1, с. 58-59]. Можно с уверенностью говорить о примате духовного начала над материальным в миропонимании славян, о сравнительной оценке этих начал.

Мироощущение наших предков, их понимание связи между всеми частями мира привело к тому, что и отношения между людьми у восточных славян отличались от других, даже соседних, народов. Во-первых, всем известно, что у восточных славян не было института рабовладения даже тогда, когда он был у всех соседствующих с ними народов. Византийский писатель Маврикий заявляет: «Племена славян и антов ведут одинаковый образ жизни, у них одни нравы, любят свободу и не склонны ни к рабству, ни к повиновению, храбры, в особенности в своей земле, выносливы… Взятые в плен у них не обращаются навсегда в рабство, как у других народов…» [2, с. 87].

Во-вторых, византийский историк VI в. Прокопий Кесарийский отмечает, что «славяне и анты не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве и потому у них счастливые и несчастливые дела решаются сообща» [5, с. 514].

И если говорить об универсальных принципах духовно-нравственной жизни, то проиллюстрировать их можно следующим изречением из «Поучения о маловерии» Серапиона Владимирского: «Даже язычники, закона божьего не ведая, не убивают единоверцев своих, не грабят, не обвиняют напрасно, не клевещут, не крадут, не зарятся на чужое; никакой язычник не предаст своего брата, а если кого постигнет беда, то искупят его и в нужде его помогут ему, и найденное на торгу всем покажут…» [4, с. 121].

Мы разделяем также точку зрения тех исследователей, которые считают, что наши предки осознавали непознаваемость этого мира.

«Не узнать нам во книге что написано:
Умом нам сей книги не сосметити,

1 2 3
Общее время работы: 15.440940856934 мс
Использование памяти: 659 КБ