Оценка конкурентоспособности товара
«Мягкие» параметры характеризуют эстетические свойства товара (дизайн, цвет, упаковку и т.п.). В настоящее время, когда рынок заполнен разнообразными товарами, в том числе и такими, у которых «жесткие» параметры схожи, возрастает значение «мягких».
Экономические (стоимостные) параметры товара характеризуют затраты покупателя на приобретение и использование изделия на протяжении всего периода его эксплуатации (потребления).
Организационные (коммерческие) параметры включают систему скидок, условия платежа и поставок, послепродажное обслуживание, гарантии и т.д.
3. расчет интегрального показателя конкурентоспособности своего товара.
Рассмотрим оценку конкурентоспособности товара на примере ОАО «Комбинат КМАруда» – горнорудного предприятия по добыче и обогащению железных руд бассейна курской магнитной аномалии. Расположен в городе Губкин, Белгородской области. Товарной продукцией комбината является концентрат и агломерат.
Определим конкурентоспособность концентрата, производимого на ОАО «Комбинат КМАруда». В качестве базы для сравнения выберем концентрат, производимый на ОАО «Лебединский ГОК».
Будем сравнивать эти товары по следующим параметрам:
- потребительным: содержание железа и массовая доля влаги в концентрате;
- экономическим: цена потребления.
На основе данных, взятых на предприятии, рассчитываем конкурентоспособность нашего товара.
Единичный показатель, отражающий процентное отношение содержания железа в нашем концентрата к содержанию железа в концентрате, выпускаемом конкурентом:
q = ,
где P – величина параметра исследуемого изделия;
P - величина параметра изделия конкурента или условного образца, удовлетворяющего потребность на 100%.
q= = 0,96.
Единичный показатель, отражающий массовую долю влаги нашего концентрата к массовой доле влаги концентрата, выпускаемого конкурентом:
q = = 1,01.
Групповой или сводный показатель, объединяющий единичные показатели и характеризующий уровень конкурентоспособности по потребительным показателям:
I = ,
где I - групповой потребительный показатель;
a - вес i-го параметра в общем наборе (коэффициент весомости);
q - единичный параметрический показатель по i-му параметру;
n – число рассматриваемых параметров.
I = 0,8*0,96+0,2*1,01 = 0,768+0,198 = 0,966.
Сводный индекс конкурентоспособности по экономическому параметру:
I = ,
где С – цена потребления своего товара;
С - цена потребления товара, принятого за образец.
I = = 0,918.
Интегральный показатель относительной конкурентоспособности нашего товара по отношению к образцу: