Материалы

Призраки далёкой Болоньи


Главные причины сегодняшних протестов, похоже, носят характер субъективный. Прежде всего, это связано с традиционно сложившимися предубеждениями в отношении системы бакалавр-магистр. Это связано с тем, что в начале 90-х, когда в нашем постсоветском пространстве впервые были сделаны шаги от единого высшего образования к ступенчатому, проводилось это «в переводе» с американского, т.е. по американскому образцу, что вызвало явное несоответствие систем. В данном аспекте европейская модель гораздо больше соответствует нашей системе образования, поскольку также имеет высокий уровень базового школьного образования. Таким образом, европейская степень бакалавра обеспечивает студенту готовую специальность, благодаря которой он уже может работать как специалист, а магистр в дальнейшем расширяет или совершенствует его образование. В американской же модели всё наоборот, что объясняется низким уровнем школьного образования и необходимостью заполнения пробелов школы за время первой ступени (бакалавра).

Однако в чистом виде для нас неприменимы обе системы. Наше традиционное одноступенчатое обучение так устроено, что очень трудно искусственно разделить технологическое, первоначальное образование и надстраиваемое над ним собственно университетское. Нам нужно искать свой, специфический путь "болонизации". И это вполне возможно!

К тому же, вступление в Болонский процесс не предполагает автоматического слепого копирования европейской модели. Никто в Европе не заставляет и не собирается рушить всё разнообразие учебных программ, наработанных столетиями. Понятие престижности заведения также останется.

Если бы Болонской системы не было, ее следовало бы «изобрести» — как стимул для давно назревшей перестройки учебного процесса. На мой взгляд, этот этап вполне закономерен для нашего общества. А поскольку он закономерен, то и неизбежен.

И, так сказать, о сверхзадаче процесса. Болонская система направлена на то, чтобы студент мог с любого места продолжить свое образование по любой родственной специальности в любом европейском университете или академии, а любой выпускник с нашим дипломом смог устроиться с ним на работу в Европе. При этом автоматического взаимного признания дипломов по всей территории Болонского процесса не предполагается. Согласно разделу III Лиссабонской конвенции, квалификации (дипломы), выданные в одной из стран-подписантов, подлежат обязательной оценке. Достижение процесса — в том, что обладатель квалификации может требовать бесплатную оценку своего образования, но не может её избежать. Для того, чтобы упростить процедуру оценки, вводится унифицированная "система кредитов" (кредиты — зачетные единицы трудоемкости пройденных курсов) и единая форма Приложения к диплому.

Итак, Украина присоединилась к Болонскому процессу. Такое решение 19 мая 2005 года было принято на конференции министров образования стран Европы в норвежском Бергене. Об этом сообщает пресс-служба Министерства образования и науки.

Служба сообщила, но, по-видимому – не всем. Представляю Вам отчёт о небольшом исследовании, которое я провела среди студентов Харьковского института МАУП, посвященный статистическому анализу уровня осведомлённости студентов в данном вопросе.

Перейдём к анкете. Анкета состоит из 13 вопросов. Вопросы идут по мере усложнения. Это сделано с той целью, чтобы уже в самом начале анкетирования было понятно, способен ли опрашиваемый отвечать дальше.

Итог проведенного опроса заключается в вопросах 11 – 13.

Вопрос № 11. Решение о введении в Украине Болонской системы должны были предоставить:

       а). Студентам;

      б). Преподавателям ВУЗов;

       в). Преподавателям средних учебных заведений;

       г). Преподавателям высших и средних учебных заведений;

1 2 3 4
Общее время работы: 188.79103660583 мс
Использование памяти: 659 КБ