Комплексная физическая реабилитация детей при компрессионных переломах позвоночника, находящихся на функциональном методе лечения
На втором периоде подготовительная и заключительная части урока остались прежними, а в основной части урока использовалось большое количество дыхательных упражнений выполняемых с противодействием рук методиста. К предлагаемым упражнением на втором периоде течения болезни мы предлагали специальные дыхательные упражнения с противодействием руки методиста.
Третий период являлся переходным для перевода ребенка в вертикальное положение и делится на 2 этапа. Исходные положения при выполнении упражнений – лежа на спине, лежа на животе, коленно-локтевое, коленно-ладонное. Этот этап длится у детей 6-7 дней. Затем назначался второй этап третьего периода и добавлялось исходное положение стоя на коленях с опорой, которое способствовало восстановлению статокинетических рефлексов, тренировки вестибулярного аппарата, улучшению подвижности позвоночника и адаптации его к вертикальным нагрузкам. Выполнялись синергические упражнения с сопротивлением рук методиста статического и динамического характера. Продолжительность третьего периода у детей в среднем составляла 12-14 дней.
Таким образом, занятия лечебной гимнастикой, проводимые ежедневно, в течение курса лечения, больным основной и контрольной групп осуществлялись по разным методикам. Лечебный массаж и физиотерапевтические процедуры, больные обеих групп получали по одним и тем же классическим методикам.
После проведенного курса реабилитации нами был проведен сравнительный анализ результатов повторных исследований функционального состояния организма больных обеих групп, проведенных после курса реабилитации. При повторном исследовании у детей основной группы частота сердечных сокращений составила 85,78±0,50 уд/мин., в контрольной – 84,57±0,40 уд/мин. (p>0,05) По данным артериальной тонометрии достоверных различий также не наблюдалось. При повторном обследовании у детей основной и контрольной групп наблюдались достоверные различия по показателям функции внешнего дыхания. У детей основной группы частота дыхания в покое составила 20,05±0,25 в минуту в минуту, в контрольной – 21, 56±0,25 в минуту (p<0,00001). ЖЕЛ у детей основной группы составила 1,90-0,02 л., в контрольной – 1,64±1,01 л. (p<0,00001). По показателям бронхиальной проходимости также наблюдались достоверные различия. Так, мощность вдоха у детей основной группы составила 2,30±0,04 л/с., в контрольной – 2,14±0,05 л/с (p<0,05); выдоха, в основной – 2,22±0,04 л/с., в контрольной – 1,77±0,03 л/с (p<0,00001), соответственно. Показатели гипоксических проб: Штанге в основной группе – 31,06±0,75 с., в контрольной группе 26,66±0,75 с.(p<0,00001). При проведении пробы Генчи достоверных различий не наблюдалось: основная группа – 20,73±0,93 с и 18,93±0,78 с (p>0,05), соответственно.
Также мы провели повторное исследование оценки силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса у детей обеих групп. Сравнительный анализ показал целесообразность применения синергических упражнений для создания мышечного корсета. Показатели силовой выносливости мышц спины у детей основной группы 63,57±1,21с (p<0,00001), а силовая выносливость мышц брюшного пресса у детей основной группы составила 39,57±0,38 с., в контрольной – 29,60±0,48 с (p<0,00001), соответственно.
Таким образом, программа физической реабилитации больных основной группы с использованием нами методик лечебной гимнастики, лечебного массажа и физиотерапии оказывает более выраженное положительное воздействие на функциональное состояние организма детей, которые находятся на постельном режиме на первых трех периодах течения болезни.
Литература
- Древинг Е.Ф. Травматология (Методика занятий физической культурой) – М.: изд – во «Познавательная книга плюс», 2002.
- Епифанов В. А. Лечебная физическая культура/Учебное пособие для вузов. – М.: Изд. Дом «ГЭОТААМЕД», 2002.
- Кузьменко В.В. Повреждения позвоночника. В кн. Травматология и ортопедия/Под ред. Ю.Г. Шапошникова. – М.: Медицина, 1997. Т. 2.
- Физиотерапия /Под ред. М. Вейсса, А. Зембатого. – М.: Медицина, 1986.