Материалы

Комплексная физическая реабилитация детей при компрессионных переломах позвоночника, находящихся на функциональном методе лечения


На втором периоде подготовительная и заключительная части урока остались прежними, а в основной части урока использовалось большое количество дыхательных упражнений выполняемых с противодействием рук методиста. К предлагаемым упражнением на втором периоде течения болезни мы предлагали специальные дыхательные упражнения с противодействием руки методиста.

Третий период являлся переходным для перевода ребенка в вертикальное положение и делится на 2 этапа. Исходные положения при выполнении упражнений – лежа на спине, лежа на животе, коленно-локтевое, коленно-ладонное. Этот этап длится у детей 6-7 дней. Затем назначался второй этап третьего периода и добавлялось исходное положение стоя на коленях с опорой, которое способствовало восстановлению статокинетических рефлексов, тренировки вестибулярного аппарата, улучшению подвижности позвоночника и адаптации его к вертикальным нагрузкам. Выполнялись синергические упражнения с сопротивлением рук методиста статического и динамического характера. Продолжительность третьего периода у детей в среднем составляла 12-14 дней.

Таким образом, занятия лечебной гимнастикой, проводимые ежедневно, в течение курса лечения, больным основной и контрольной групп осуществлялись по разным методикам. Лечебный массаж и физиотерапевтические процедуры, больные обеих групп получали по одним и тем же классическим методикам.

После проведенного курса реабилитации нами был проведен сравнительный анализ результатов повторных исследований функционального состояния организма больных обеих групп, проведенных после курса реабилитации. При повторном исследовании у детей основной группы частота сердечных сокращений составила 85,78±0,50 уд/мин., в контрольной – 84,57±0,40 уд/мин. (p>0,05) По данным артериальной тонометрии достоверных различий также не наблюдалось. При повторном обследовании у детей основной и контрольной групп наблюдались достоверные различия по показателям функции внешнего дыхания. У детей основной группы частота дыхания в покое составила 20,05±0,25 в минуту в минуту, в контрольной – 21, 56±0,25 в минуту (p<0,00001). ЖЕЛ у детей основной группы составила 1,90-0,02 л., в контрольной – 1,64±1,01 л. (p<0,00001). По показателям бронхиальной проходимости также наблюдались достоверные различия. Так, мощность вдоха у детей основной группы составила 2,30±0,04 л/с., в контрольной – 2,14±0,05 л/с (p<0,05); выдоха, в основной – 2,22±0,04 л/с., в контрольной – 1,77±0,03 л/с (p<0,00001), соответственно. Показатели гипоксических проб: Штанге в основной группе – 31,06±0,75 с., в контрольной группе 26,66±0,75 с.(p<0,00001). При проведении пробы Генчи достоверных различий не наблюдалось: основная группа – 20,73±0,93 с и 18,93±0,78 с (p>0,05), соответственно.

Также мы провели повторное исследование оценки силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса у детей обеих групп. Сравнительный анализ показал целесообразность применения синергических упражнений для создания мышечного корсета. Показатели силовой выносливости мышц спины у детей основной группы 63,57±1,21с (p<0,00001), а силовая выносливость мышц брюшного пресса у детей основной группы составила 39,57±0,38 с., в контрольной – 29,60±0,48 с (p<0,00001), соответственно.

Таким образом, программа физической реабилитации больных основной группы с использованием нами методик лечебной гимнастики, лечебного массажа и физиотерапии оказывает более выраженное положительное воздействие на функциональное состояние организма детей, которые находятся на постельном режиме на первых трех периодах течения болезни.

 

Литература

  1. Древинг Е.Ф. Травматология (Методика занятий физической культурой) – М.: изд – во «Познавательная книга плюс», 2002.
  2. Епифанов В. А. Лечебная физическая культура/Учебное пособие для вузов. – М.: Изд. Дом «ГЭОТААМЕД», 2002.
  3. Кузьменко В.В. Повреждения позвоночника. В кн. Травматология и ортопедия/Под ред. Ю.Г. Шапошникова. – М.: Медицина, 1997. Т. 2.
  4. Физиотерапия /Под ред. М. Вейсса, А. Зембатого. – М.: Медицина, 1986.
1 2
Общее время работы: 24.283170700073 мс
Использование памяти: 660 КБ