Материалы

Комплексная физическая реабилитация детей при компрессионных переломах позвоночника, находящихся на функциональном методе лечения


Харьковская государственная академия физической культуры

 

Комплексная физическая реабилитация детей при компрессионных переломах позвоночника, находящихся на функциональном методе лечения

 

Компрессионные переломы позвоночника относятся к тяжелым травмам, приводящим к длительной нетрудоспособности, но при правильном лечении они ведут к инвалидности. Основные принципы лечения компрессионных переломов позвоночника – создание условий для репозиции перелома и сохранение относительного покоя области перелома до момента консолидации [1,3].

Компрессионные переломы тел позвонков сопровождаются нарушением функции позвоночного столба – опоры и движения, ухудшением функции внешнего дыхания, снижением силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса, вследствие выраженного болевого синдрома и вынужденного длительного постельного режима на функциональной кровати в положении лежа на животе и на спине. Нарушение двигательного режима на любом этапе лечения, несоблюдение сроков и задач лечебных мероприятий приводят к развитию дегенеративно-дистрофического процесса в структурах позвоночника, что в отдаленные сроки после травмы обусловливает формирование болевого синдрома, трудно поддающегося консервативному лечению [1,2].

Средства физической реабилитации в лечении повреждений позвоночника имеет первостепенное значение, так как хорошее функциональное состояние мышц спины и брюшного пресса обеспечивает нормальную статику и функцию позвоночника [2,3].

Все это определило актуальность изучаемой проблемы и позволило сформулировать цель и задачи нашего исследования.

Совершенствование программы физической реабилитации для детей 7-8 лет при компрессионных переломах поясничного отдела позвоночного столба в условиях стационара, находящихся на функциональном методе лечения.

Настоящая работа проводилась нами на базе детского травматологического отделения ОКТБ г. Харькова в течение 3 – х месяцев. Под наблюдением находились мальчики младшего школьного возраста с компрессионными переломами поясничных позвонков. Из них 15 мальчиков составили основную группу и 14 – контрольную группу.

Первичное обследование функционального состояния организма больных проводились на 5-й – 6-й день с момента поступления их в травматологическое отделение. Повторное исследование детей проводилось к концу третьего периода течения болезни, в среднем на 30-35-й день после травмы.

Местное лечение переломов проводилось функциональным методом лечения, т.е. лечение положением по Древинг Е. Ф.[1]. С 5-6-го дня после поступления в отделение детям была назначена лечебная гимнастика, лечебный массаж и физиотерапевтические процедуры по трем периодам течения болезни. Первичное исследование функционального состояния организма детей обеих групп выявило значительное снижение показателей функционального состояния сердечно – сосудистой и дыхательной систем. При сравнении силовой выносливости мышц спины и мышц брюшного пресса у детей обеих групп достоверных различий выявлено не было.

На основании полученных результатов исследования мы модифицировали общепринятую в детском травматологическом отделении методику лечебной гимнастики для детей основной группы с компрессионными переломами позвоночного столба, с использованием методики М. Вейса и А. Зембатого [4], которая основана на симметричной тренировке мышц, удерживающих тело в положении прямостояния. Основу этих упражнений составляли синергические упражнения статического и динамического характера для создания мышечного корсета. Предложенная нами методика также включала дыхательные упражнения с противодействием, выполняемым руками методиста [4]. Продолжительность каждого упражнения постепенно увеличивалась, и после каждого упражнения больному назначались специальные дыхательные упражнения.

Больные контрольной группы получали общепринятое комплексное лечение, состоящее также из лечебной гимнастики, лечебного массажа и физиотерапевтических процедур.

Для больных основной и контрольной групп занятия лечебной гимнастикой проводились ежедневно, в палате, продолжительностью от 15 до 20 мин. На курс лечения больные получали 30 процедур.

На первом периоде больные основной группы использовали простейшие общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп, упражнения на внимание, статические и динамические дыхательные упражнения. Движения нижними конечностями выполняли без отрыва пяток от постели. Соотношение общеразвивающих упражнений и упражнений на внимание к дыхательным упражнениям было 3:1. В основной части занятия использовались упражнения для верхних и нижних конечностей – для дистальных отделов конечностей, идеомоторные и упражнения на расслабления мышц бедра и голени, в соотношении к дыхательным 1:1. И в заключительной части использовались элементарные общеразвивающие упражнения на координацию, на внимание и на расслабление.

1 2
Общее время работы: 8.9421272277832 мс
Использование памяти: 661 КБ