|
Материалы

Машина и человек


Атомная и термоядерная энергия, начало космической эры, автоматизация и кибернетизация производства, компьютеризация повседневной жизни - это такие достижения современной науки, которые говорят об оправданности ее претензий оказывать огромное и все возрастающее влияние на все сферы общественной жизни. Так, например, техника, основанная на современной науке, революционизировала транспорт. Она властно вторглась в нашу культуру, быт, отдых, она оказывает все более заметное влияние на политику, идеологию, искусство, религию, на мировоззрение человека.

Проанализировать эти, а также другие проблемы взаимного развития отношений между человеком и создаваемой им техникой является целью моей работы.

Произошел резкий, качественный скачек в развитии науки и техники, который заставляет по-новому осмыслить как весь предшествующий ход научно-технического прогресса, так и возможные перспективы в будущем. Научно-техническая революция привела к существенному изменению условий, средств и характера трудовой деятельности. Благодаря техническому перевооружению производства существенно изменяются функции и роль человека. Многие операции, которые раньше были его прерогативой, сейчас начинают выполнять машины. Однако каких бы успехов ни достигала техника, труд был и остается достоянием человека, а машины, как бы сложны они ни были, являются лишь орудиями его труда. В процессе труда человек, используя машины как орудия труда, осуществляет сознательно поставленные им цели. Следовательно, с развитием и усложнением техники возрастает значение человеческого фактора на производстве.

Новая техника, однако, представляет собой только первый шаг; подлинное значение автоматизированной технологии для нашей экономической системы и нашего общества окончательно выяснится в будущем. Определяя ее возможное воздействие, мы все вынуждены прибегать к незамысловатой аналогии с прошлым опытом, а также к теоретическим выводам, основанным на нашей очень ограниченной информации о новой технике.

Применяемые человеком машины (техника) находятся в постоянном развитии, что приводит к постоянному вытеснению человека из производственного процесса. Развитие системы "человек-машина" является условием коренных преобразований в содержании и характере труда. Роль человека в производственном процессе оценивается по тому, в какой степени он освобождается от рутинных однообразных операций, а его труд насыщается в широком смысле творческим содержанием.

Техника может и должна служить базой для гуманизации технической деятельности, для использования современных наукоемких технологий в качестве средства реабилитации и сохранения естественной среды и освобождения человека от тяжелого, рутинного, нетворческого труда.

Карл Маркс сделал «технонологическую безработицу» краеугольным камнем своей теории капиталистической эксплуатации. Добросовестный Джон Стюарт Милль пришел к выводу, что хотя применение машин может быть выгодно для работников — и в большинстве случаев так оно и бывает, — однако нельзя сказать, что это неизбежно бывает во всех случаях. Все зависит от конкретных обстоятельств. И сегодня это все еще единственно разумная точка зрения, которой можно придерживаться.

Положительный эффект от применения машин.

На транспорте и в сельском хозяйстве к настоящему времени, благодаря применению машин, отпала необходимость в использовании энергии человеческих мускулов. Все это неизбежно приведет к изменениям в структуре наших трудовых ресурсов. Доля неквалифицированного труда значительно снизилась в последние десятилетия. В то же время возросла доля полуквалифицированных работников. Однако эта тенденция в последнее десятилетие замедлилась. Теперь мы, возможно, будем свидетелями ускоренного роста доли квалифицированных рабочих, конторских служащих и профессиональных специалистов. Так, к примеру, численность ученых в мире удваивается каждые 10-15 лет и к 2000 году достигает 10 миллионов человек; в настоящее время в вузах обучается около 70 миллионов студентов. Информационный динамизм сегодняшнего мира привел к регулярному устареванию знаний, что породило новую образовательную концепцию, известную как непрерывное образование.

1 2
Общее время работы: 9.2430114746094 мс
Использование памяти: 659 КБ