|
Материалы

Проблемы подготовки специалистов в области маркетинга


Проблемы подготовки специалистов в области маркетинга

 

Нет профессий с большим будущим, но есть профессионалы с большим будущим.

 

Анализ такого глобального социально-экономического явления, как современный маркетинг, - с одной стороны, и современного состояния педагогической науки и практики – с другой, показывает, что на сегодняшний день в России проведено большое количество исследований, раскрывающих те или иные аспекты подготовки специалистов по маркетингу. Так, в РЭА им. Г.В. Плеханова в течение последних 10 лет ведутся комплексные исследования по выявлению необходимого уровня профессионализма специалистов-маркетологов, позволившие получить достаточно полную картину требований к профессиональной компетенции маркетолога как специалиста, способного реализовывать на практике конкретные процедуры и технологии маркетинговой деятельности. Наряду с этим большое значение придается требованиям к личным качествам специалиста. Учитывая особенности функций маркетинга на предприятии, речь идет о коммуникабельности маркетолога, его аналитические способностях, умении принимать нестандартные решения, навыках делового общения, широте интересов, умении работать в команде, объективности самооценки. Это коррелирует с выводами исследований профессора РЭА Л. Кочуровой, отмечающей, что осуществление маркетинга требует не только фундаментальной первоначальной подготовки, но и обширных знаний в области организации экономики производства, торговли, гражданского и административного права, финансов, социологии, психологии, экономико-математических методов, организации рекламы и других дисциплин общего и специального характера.

Но, говоря о высоком уровне сформированности социального заказа по разработке моделей подготовки специалистов, в то же время приходится констатировать, что такие проблемы, как проектирование содержания профессионального образования специалистов области маркетинга в условиях их многоуровневой подготовки, включая уровни начального, среднего и высшего профессионального образования, равно как и создание самой системы многоуровневой профессиональной подготовки остаются практически вне поля зрения исследователей.

Однако, директором Института менеджмента, профессором Данченок Ларисой Александровной, был представлен доклад на тему “Подготовка специалистов по маркетингу в России”, который сравнивает западную и российскую системы образования на примере МЭСИ и Гарвардского университета. В целом ею был сделан вывод, что российская система образования не уступает западной, однако отдельные способы организации учебных программ можно позаимствовать. Речь идет об увеличении практической значимости преподаваемых дисциплин. Для этого в МЭСИ ведется постоянная работа по привлечении в качестве преподавателей известных специалистов, работающих маркетологами в крупных российских и западных компаниях.

Действительно, на современном этапе развития маркетинга в России существует хорошая теоретическая научная база, позволяющая выявить наиболее значимые принципы управления маркетингом, методические основы подготовки управленческих кадров и организационные структуры управления маркетингом. В настоящее время сущность работы маркетолога состоит в том, чтобы производить то, что безусловно находит сбыт, а не пытаться навязать покупателю продукцию, “не согласованную” предварительно с рынком (потребителями), т.е. производить то, что продается, а не продавать то, что производится. Современная концепция маркетинга основывается на знании потребительского спроса, включая и выявление неудовлетворительных запросов покупателей.

С учетом специфики отечественного бизнеса и периода рыночных реформ многие российские ученые разработали ряд принципов в области управления маркетингом. Так, Е.Н. Голубков, А.В. Гольцов, Т.П. Данько, Л.П. Дашкова, В.Е. Демидов, П.С. Завьялов, А.Н. Романов, И.В. Семенов, Б.А. Соловьев, Э.А. Уткин и др. предлагают принципы управления, отражающие системность маркетинговой деятельности, ее рыночную ориентацию, единство стратегии и тактики для получения намеченного результата рыночного обмена. В современных быстро меняющихся рыночных условиях особую значимость приобретают принципы, отражающие основу организационного поведения, профессионализм руководства, гибкое сочетание централизма и децентрализма управления, контроль и эффективность маркетинговой деятельности (см. рис.).

1 2 3
Общее время работы: 9.9220275878906 мс
Использование памяти: 659 КБ