Материалы

Реформа налоговой системы РФ: логика и ожидаемые последствия


Дьячкова Ю.А.

Научный руководитель: канд. экон. наук, доц.

Максимчук Е.В.

Белгородский государственный технологический

университет им. В Г. Шухова

 

РЕФОРМА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ: ЛОГИКА И ОЖИДАЕМЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

 

В качестве общих целей экономической политики на перспективу Правительством провозглашается экономический рост; подъем производственного накопления, основанный на улучшении инвестиционного климата и росте доверия инвесторов; нейтральность государства относительно различных участников рынка; равенство правил и возможностей для всех; оптимальный баланс во взаимоотношениях предпринимательства и государства; снижение административных барьеров; принципиальное повышение уровня и качества жизни.

Ключевая роль в достижении поставленных целей отводится налоговой политике. Существовавший запас идей и наработок позволил Правительству начать реформы в этой области еще до того, как экономическая программа в целом приобрела ясные очертания.

Стратегические цели налоговой реформы 90-х годов не пересматриваются. С 1997 года они были те же: упрощение налоговой системы; сокращение теневого оборота и расширение налогооблагаемой базы, улучшение налогового администрирования; снижение ставок прямых налогов. Логика изменений налоговой системы, в общем, ясна: создать эффективные условия деятельности предприятий и инвесторов, с одной стороны, и обеспечить сбор налогов, достаточный для поддержания первичного профицита федерального бюджета и выполнения государством своих обязательств, – с другой. Отсюда вытекают и предложенные Правительством в июне 2000 г. меры налоговой политики: снизить избыточную налоговую нагрузку, создающую стимулы к уклонению от уплаты налогов; ослабить фискальные интересы государства в пользу стимулирующих функций налоговой системы; снизить неравномерность распределения налоговой нагрузки, сократив количество и изменив направленность налоговых льгот. В области межбюджетных отношений – перераспределение налоговых поступлений в пользу доходов федерального бюджета по отношению к доходам региональных бюджетов.

В то же время, многие конкретные меры налоговой политики, и по своему содержанию, и по возможным последствиям, существенно отличаются от предлагавшихся ранее.

Для достижения вышеназванных целей в области налоговой реформы предлагается:

1.        Переход на единую ставку подоходного налога;

2.        разрешение вычета из налоговой базы затрат на медицинское обслуживание и образование.

3.        Объединение взносов в социальные фонды в единый социальный налог;

4.        Переход на регрессивную шкалу взносов в зависимости от величины совокупного дохода.

5.        Изменение порядка определения базы налога на прибыль.

6.        Повышение акцизов на нефтепродукты, алкоголь, табак.

7.        Единовременная отмена налогов с оборота (налога на содержание жилищно-коммунального хозяйства и налога на пользователей автодорог).

8.        Обмета некоторых льгот по НДС, 100%-ное перечисление НДС в федеральный бюджет.

1 2 3
Общее время работы: 19.168138504028 мс
Использование памяти: 659 КБ