Реформа налоговой системы РФ: логика и ожидаемые последствия
Дьячкова Ю.А.
Научный руководитель: канд. экон. наук, доц.
Максимчук Е.В.
Белгородский государственный технологический
университет им. В Г. Шухова
РЕФОРМА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ: ЛОГИКА И ОЖИДАЕМЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
В качестве общих целей экономической политики на перспективу Правительством провозглашается экономический рост; подъем производственного накопления, основанный на улучшении инвестиционного климата и росте доверия инвесторов; нейтральность государства относительно различных участников рынка; равенство правил и возможностей для всех; оптимальный баланс во взаимоотношениях предпринимательства и государства; снижение административных барьеров; принципиальное повышение уровня и качества жизни.
Ключевая роль в достижении поставленных целей отводится налоговой политике. Существовавший запас идей и наработок позволил Правительству начать реформы в этой области еще до того, как экономическая программа в целом приобрела ясные очертания.
Стратегические цели налоговой реформы 90-х годов не пересматриваются. С 1997 года они были те же: упрощение налоговой системы; сокращение теневого оборота и расширение налогооблагаемой базы, улучшение налогового администрирования; снижение ставок прямых налогов. Логика изменений налоговой системы, в общем, ясна: создать эффективные условия деятельности предприятий и инвесторов, с одной стороны, и обеспечить сбор налогов, достаточный для поддержания первичного профицита федерального бюджета и выполнения государством своих обязательств, – с другой. Отсюда вытекают и предложенные Правительством в июне 2000 г. меры налоговой политики: снизить избыточную налоговую нагрузку, создающую стимулы к уклонению от уплаты налогов; ослабить фискальные интересы государства в пользу стимулирующих функций налоговой системы; снизить неравномерность распределения налоговой нагрузки, сократив количество и изменив направленность налоговых льгот. В области межбюджетных отношений – перераспределение налоговых поступлений в пользу доходов федерального бюджета по отношению к доходам региональных бюджетов.
В то же время, многие конкретные меры налоговой политики, и по своему содержанию, и по возможным последствиям, существенно отличаются от предлагавшихся ранее.
Для достижения вышеназванных целей в области налоговой реформы предлагается:
1. Переход на единую ставку подоходного налога;
2. разрешение вычета из налоговой базы затрат на медицинское обслуживание и образование.
3. Объединение взносов в социальные фонды в единый социальный налог;
4. Переход на регрессивную шкалу взносов в зависимости от величины совокупного дохода.
5. Изменение порядка определения базы налога на прибыль.
6. Повышение акцизов на нефтепродукты, алкоголь, табак.
7. Единовременная отмена налогов с оборота (налога на содержание жилищно-коммунального хозяйства и налога на пользователей автодорог).
8. Обмета некоторых льгот по НДС, 100%-ное перечисление НДС в федеральный бюджет.