Менталитет личности как философская проблема
МЕНТАЛИТЕТ ЛИЧНОСТИ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
В современной философии до сих пор не находят ответа извечные вопросы, волнующие человечество с самого начала его развития. Среди них, например, вопрос о смысле жизни, вопрос о сущности человека.
Философия была и остается направленной на познание окружающей объективной действительности и на осознание места человека в ещё не исследованном до конца мире.
Так или иначе, но большинство затрагиваемых в философии вопросов взаимосвязаны и сходятся в одну, рассматриваемую в данной работе проблему, – проблему личности. В данном случае объектом изучения явится более частный вопрос – вопрос менталитета личности.
Внутреннее «Я» человека – это огромный мир, складывающийся из многих компонентов. И среди всего этого множества стоит выделить основной и важнейший фактор формирования субъективного мира личности – менталитет.
Понятие «менталитет» ведет своё происхождение из латинского языка от слова mens (mentis), – ум, мышление, рассудок. В большинстве европейских языков этот термин в качестве научного активно стал употребляться с середины 19 века.
В понимании зарубежных ученых, менталитет включает в себя чувства, симпатии и антипатии, образы, представления о человеке и его месте в мире. Причем все эти представления и ощущения связаны не столько с сознанием, сколько с подсознанием; и если сознание регулирует мышление человека, то менталитет регулирует его поведение.
Определение менталитета в развернутой форме первым предложил Г.Бутуль в своей монографии «Менталитет». Он истолковывал это понятие в следующей форме: «Менталитет - это совокупность идей и интеллектуальных установок, присущих индивиду и соединенных друг с другом связями или отношениями веры. Он является априорной формой нашего сознания»(1;4).
Современными исследователями понятие «менталитет» характеризуется в основном в качестве общественного явления, которое обладает качествами, свойственными той или иной нации, и, тем самым, определяющим ее лицо.
Менталитет, как особая форма мыслительной деятельности, которой присуще осознание и отношение, определяет мировоззрение личности, ее отношение к миру и самой себе в этом мире. Рассматриваемое понятие имеет свою структуру, с определенным набором компонентов. В целом менталитет включает в себя четыре основные составляющие. Прежде всего – когнитивная составляющая. Она представляет собой знания и опыт, накопленные личностью, способы и особенности получения информации из окружающего мира. Когнитивная составляющая помогает выстроить человеку картину мира, исходя из сформировавшихся представлений о нем, а также определить свое место в этом мире.
Второй по значимости составляющей является самосознание личности. Именно в нем проявляется самооценка личности, нахождение им своего места в обществе, окружающем мире, самоидентификация человека. Самосознание нельзя рассматривать в независимости от понятия социума, в котором существует личность. Определенная социальная среда обусловливает само отождествление личности с ней, и менталитет приобретает, например, профессиональную, национальную или какую-либо другую окраску
В совокупности первые две составляющие менталитета находят свое отражение в третьей – эмоционально-волевой. В ней заключены особенности эмоциональных реакций и степень их выражения на явления окружающего мира, а также стереотипы отношения.
Четвертая составляющая менталитета тесно вязана с первыми тремя. Она носит ценностный характер. Это, в свою очередь, заключает в себе систему ценностей, усваиваемой личностью в процессе становления, а также вырабатываемой самостоятельно под влиянием среды жизнедеятельности. Именно ценностная составляющая определяет оценивание личностью того, что происходит вокруг нее, и помогает обозначить отношение к окружающему.
Исходя из описанных выше составляющих, можно сказать, что структура менталитета в полном объеме дает возможность личности формировать свое поведение в обществе благодаря типичным реакциям и стереотипам, которые усваиваются индивидом по мере освоения в социуме.
Как видно рассматриваемая проблема личности непосредственно связана с понятием менталитета. Однако, почему столь неоднозначный термин, которому до сих пор нет единого истолкования, достаточно прочно закрепился в умах людей, и вошёл в их разговорную речь?
Легкое проникновение понятия менталитет, как в научную, так и в общеупотребимую лексику, пожалуй, можно объяснить двумя основными причинами. Во-первых, советское общество, долгое время, стремившееся к шаблонному, якобы истинному мышлению своих индивидуумов, не нуждалось в понятии, выражающем особенности образа мышления отдельных социальных слоев, групп и, главное, личности. Во-вторых, это – реакция научного сообщества на излишнюю теоретизированность, на жесткое постоянство таких философских понятий, как сознание, общество, мышление и т.д. А также это вполне можно назвать реакцией на исключение онтологического значения именно личностного начала.