Материалы

Размышления о толковании слов, связанных с душевной и духовной жизнью человека


 

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ТОЛКОВАНИИ СЛОВ,

СВЯЗАННЫХ С ДУШЕВНОЙ И ДУХОВНОЙ ЖИЗНЬЮ ЧЕЛОВЕКА

 

Обдумывая слова величайшего русского поэта А.С. Пушкина и размышляя над тем, каким образом связаны понятия отечество, свобода и просвещение, я сделала много интереснейших выводов…

Если говорить об отечестве, то оно у каждого свое. Моя страна называется Кабо–Верде. Мой родной язык – португальский. В 1975 году мы получили независимость, свободу. И я как гражданин свободной страны приехала в Россию, чтобы получить высшее образование в одном из лучших вузов города Курска.

Если говорить о просвещении (образовании), то согласитесь, это не только получение профессиональных знаний, но и ознакомление с культурными ценностями страны, в которой учишься, и передача духовных ценностей своей страны.

Мне кажется важным напомнить, что в просвещении (образовании, обучении) иностранных студентов огромную роль играет русский язык. Он наш великий Учитель, потому что помогает адаптироваться к новой для нас социально–бытовой и учебной среде, узнать чужую страну, ее людей, увидеть сильные стороны российской действительности, понять и принять ее культуру, национальные ценности. Он учит нашу душу трудиться (как сказал поэт Н.Заболоцкий, «душа обязана трудиться и день и ночь»). Он, как и родной язык, воспитывает в нас нравственность, формирует наше мировосприятие, мировоззрение.

В практике нашего обучения, обучения студентов–иностранцев Курского государственного технического университета, освоение русского языка, русской культуры, духовных ценностей русского народа неразрывно связывается с осознанием величия родного языка, пониманием родной культуры, духовных ценностей своего народа. Взаимообмен культурами происходит через общение (диалог) на занятиях и во внеучебной деятельности (группы у нас многонациональные, в университете обучаются представители более чем 30 стран мира). Более десяти лет каждую весну в университете проходит студенческая научно–практическая конференция, в лингвистической секции которой с сообщениями выступают российские и иностранные студенты. Ежегодно кафедрой русского языка (ныне теоретической, прикладной и коммуникативной лингвистики) проводится университетская олимпиада по русскому языку для студентов–иностранцев. Сделать нас, российских и иностранных студентов, образованными и культурными, развить у нас творческое отношение к миру и к себе, то есть сформировать нас как личность, помогает активно и плодотворно работающий при кафедре Центр многофункционального речевого общения.

А стать личностью, по моему мнению, – это и значит получить свободу.

Раньше я ничего не знала о русском народе и русской культуре. За время учебы я многое узнала, поняла, прочувствовала. Мне нравится ходить на экскурсии в краеведческий музей и в картинную галерею, размышлять над произведениями русских авторов. Мне радостно находить общее в наших культурах и в то же время видеть, что каждая из них своеобразна.

Особенно меня привлекает удивительный и многоцветный мир русского слова. Я получаю удовольствие от работы со словарями, радуюсь, когда могу с их помощью проникать в тайну слова. Ведь слова не только называют предметы, признаки, действия. Слова, объединенные в фольклорном, библейском, художественном произведении, обогащают нас культурно, духовно, а значит, делают нас просвещенными и свободными, и поэтому отечество наше становится просвещенным и свободным.

Отечество, независимость, просвещение, свобода – вот счастье, радость для каждого человека. А может быть, удовольствие? Как сказать лучше? Какое слово здесь более уместно?

Мне часто бывает трудно объяснить смысл слов, имеющих отношение к душевной и духовной жизни человека. Я знаю, что это непросто не только для иностранцев, но и для многих российских студентов.

Что такое душа, печаль, скорбь, тоска, восторг, блаженство, совесть? Ответить на эти вопросы не всегда помогают даже толковые словари. Например, из «Словаря русского языка» С.И.Ожегова мы узнаем, что страх – это «очень сильный испуг», а испуг – «внезапное чувство страха». Боязнь – «беспокойство, страх перед чем–нибудь», а беспокойство – «тревожное состояние». В свою очередь тревога – «беспокойство, волнение». Замкнутый круг. Где искать ответы? Что поможет разобраться?

1 2 3
Общее время работы: 17.735958099365 мс
Использование памяти: 659 КБ