Материалы

Разработка модели и основных принципов управления качеством на предприятии


В Японии, США, ряде передовых стран Западной Европы применение концепции повышения уровня качества продукции (товаров, работ, услуг) в каждом последующем периоде, независимо от текущего уровня качества продукции, привело к колоссальным социально-экономическим преобразованиям в обществе. Именно благодаря данной концепции уровень качества отдельных видов продукции (товаров, работ, услуг), производимой на базе данных государств (либо собственно на их территории, либо на территориях других государств, под контролем предприятий образованных в данных странах) является практически недосягаемым для предприятий развивающихся стран, а, следовательно, монопольным, бесконкурентным для них.

Значимую роль в системе управления качеством в масштабах предприятия играет структура самого процесса управления качеством (рис.1). Из модели видно, что управление уровнем качества и аппаратом по его обеспечению должно производиться на основе разработки системы планов (тактический и стратегический планы, план развития) относительно управления качеством. Что обеспечит адаптивность и гибкость аппарата обеспечения качества продукции к изменяющимся условиям рынка, позволит прогнозировать уровень качества производимой продукции в предстоящих периодах, обеспечит предприятию возможность предупредить и во всеоружии встретить изменения на рынке качества. Помимо этого должна разрабатываться и обосновываться экономическая политика по важнейшим направлениям деятельности управления качеством. Это, прежде всего ритмичная и динамичная научно-техническая политика в области повышения качества, учитывающая как требуемый рынком уровень качества, так и возможности превышения данного уровня при минимально возможном уровне как постоянных, так и переменных затрат. Важным направлением, в области управления качеством, является четко выстроенная ассортиментная политика, позволяющая, если это целесообразно, и предусматривающая ввод в производство и реализацию более качественной продукции наряду с текущими видами. Целесообразно также использовать в управлении качеством комплекс разнообразных современных подходов (системный, ситуационный, функциональный, процессный и др.) основных принципов системы TQM. Это позволит маржинально и дифференцированно подойти к процессу управления качеством, определит набор инструментов для каждой частной процесса управления, позволит адаптивно и своевременно реагировать на изменения рыночных ситуаций в каждой точки функции управления качеством.

Как видно из блок-схемы (рис.1) значимую роль в комплексе мер управления качеством организации играет структура аппарата внутрифирменного обеспечения качества, перечень факторов для характеристик такой структуры, с учетом характера и субъектов влияния на данный признак, представим следующим образом (рис.2):

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Блок-схема факторов характеризующих структуру внутрифирменного управления качеством.

Из данной блок-схемы (рис.2) видно, что большинство внутрифирменных факторов, характеризующих качество производимой продукции (товаров, работ, услуг) имеют низкую капиталоемкость и зависят от уровня квалификации управления качеством, то есть могут быть повышены при незначительных финансовых вложениях. Так как каждый из рассматриваемых факторов является функцией качества для данного предприятия, то общий уровень качества продукции (товаров, работ, услуг) можно представить виде функционала (1).

К = F (F(У(х))+F(К(х))), (1)

где: К – качество продукции (товаров, работ, услуг), F(У(х)) – функционал управленческих факторов (с относительно низкой капиталоемкостью), F(К(х)) – функционал факторов с высокой капиталоемкостью.

1 2 3 4
Общее время работы: 9.5090866088867 мс
Использование памяти: 659 КБ