Материалы

Разработка модели и основных принципов управления качеством на предприятии


В условиях общемирового увеличения конкурентоспособности и дифференциации товаров, роста ассортимента и объема потребительской корзины, одной из важнейших проблем является совершенствование основных принципов обеспечение высокого качества производимой продукции. Очевидно, что управление качеством на сегодняшний день является основным способом создания конкурентоспособной продукции. При условии, что такое управление является эффективным.

Опыт зарубежных стран, таких как Япония, США, ряда стран западной Европы, доказывает, что общий уровень качества продукции, производимой в стране, во многом влияет на уровень благосостояния граждан государства, на престиж государства в мировом сообществе.

Мировой опыт управления качеством продукции показал, что обеспечить стабильное качество изделия невозможно, если не добиться стабильности качества исходных материалов. На базе этого в мировой практике наблюдается расширение взаимодействия изготовителя изделий с поставщиками сырья, материалов, комплектующих деталей. Систематический анализ затрат на обеспечение качества с целью их оптимизации, – неотъемлемая часть программ качества крупнейших транснациональных корпораций, таких как General Motors Corporation, The Coca-Cola Company, Sony Corporation.

С этой точки зрения актуальность данной работы обусловлена, прежде всего, необходимостью решения задачи обеспечения стабильной финансовой устойчивости предприятия, конкурентоспособности производимой им продукции (товаров, работ, услуг), как на внутригосударственных, так и на мировых рынках. Такие задачи могут быть решены лишь в результате достижения высокого уровня качества как трудовых и финансово-хозяйственных ресурсов, так и, в конечном итоге, качества производимой предприятием продукции.

Взаимозависимость, взаимосвязь и взаимовлияние структуры аппарата внутрифирменного обеспечения качества и принципов, методов и форм управления качеством, а так же факторов, влияющих на качество рыночной конкурентной продукции внешней, для рассматриваемого предприятия, среды, представим в виде следующей, блок-схемы (рис. 1):

 

Рис. 1. Блок-схема модели управления качеством на предприятии.

Приведенная выше блок-схема (Рис.1) характеризует модель аппарата управления качеством на любом предприятии, в условиях рыночных отношений. Существенную роль при составлении такой модели играют принципы кибернетики [3], когда под выходом понимается любое изменение, производимое объектом (предприятием) в окружении, а под входом – любое внешнее к объекту событие, изменяющее любым образом этот объект. Согласно данной модели на систему управления качеством оказывают влияние недетерминированные факторы внешней среды, и это, прежде всего качество конкурентной продукции, а также детерминированные характеристики структуры аппарата внутрифирменного обеспечения качества.

Важным здесь показателем является, приведенная в блок-схеме, шкала уровня качества продукции (товаров, работ, услуг). Нижний уровень минимального качества регламентирован законодательством, Госстандартом и другими официальными постановлениями в области качества продукции, продукцию меньшего качества предприятие не может производить по закону. Второй (средний), нормируемый уровень качества регламентирован, прежде всего, внешней средой и качеством продукции конкурентов – это усредненный уровень качества аналогичного вида продукции (товаров, работ, услуг) на рынке. И, наконец, третий уровень обуславливает высшее искомое качество, собственно при достижении такого уровня производимая предприятием продукция (товары, работы, услуги) становится бесконкурентной, безаналоговой, то есть мы получаем новый вид продукции. Очевидно, что в условиях расширения ВТО и общемировой глобализации, а, следовательно, высоких темпов роста конкуренции, деятельность аппаратов обеспечения и управления качеством, в достижении производимой продукции (товаров, работ, услуг) высшего уровня качества, может стать, и во многих развитых странах стало, экономической панацеей, плацдармом успешного и прогрессивного развития современных предприятий.

1 2 3 4
Общее время работы: 10.506868362427 мс
Использование памяти: 659 КБ