Анализ развития предпринимательства в России
Очевидно, назрела необходимость уточнения критериев отнесения к субъектам малого предпринимательства. Во всяком случае, следует ввести дополнительную категорию "микрофирм", причем не только из статистических соображений. Представляется, что этой категории субъектов малого предпринимательства должно быть отведено особое место в системе государственной поддержки.
Под влиянием кризиса доля работающих на МП в общей численности занятых в российской экономике снизилась с 13,4% в 1997 г. до 11,7% в 1999 г. Сопоставляя удельный вес занятых с вкладом МП в ВВП России, можно отметить следующее. Во-первых, коэффициент участия МП в российской экономике (исчисленный как среднее арифметическое двух указанных показателей) заметно уменьшился, составив в 1997 г. - 12,7, в 1999 г. - 10,6. Во-вторых, доля МП в ВВП ниже доли работающих на МП в общей численности занятых. Таким образом, производительность МП остается ниже производительности средних и крупных предприятий. Однако существенные коррективы в этот вывод может внести рассмотрение роли теневого сектора в сфере малого предпринимательства: в действительности МП зачастую гораздо более эффективны, особенно те малые хозяйствующие субъекты, которые выстраивают свою деятельность по "серым схемам".
Мировой опыт подтверждает, что предпринимательство - важная составляющая рыночной экономики, без которой не может быть гармоничного общественного развития. Высокий уровень развития предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночного хозяйства. Оно способствует поддержанию конкуренции в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, формирует новый социальный слой общества.
По данным Минэкономразвития РФ, к 1 января 2002 г. количество малых предприятий в России сократилось до 840 тыс., в январе 2001 г. их начитывалось 890 тыс. Общая численность постоянных работников малых предприятий достигла 7 млн. 621 тыс. человек, что превышает численность занятых на МП на 1 января 2000 г. на 78 тыс. человек, или на 1,1%. В целом за последние пять лет темпы прироста количества малых предприятий в основных отраслях экономики практически не изменились. В структуре малого предпринимательства преобладают предприятия торговли, общественного питания, по ремонту и услугам (около 50% общего количества на начало 2001 г.). В течение пяти-шести лет отраслевая структура малых предприятий остается без существенных изменений.
В 2000 г. малыми предприятиями в промышленности (по основному виду деятельности) произведено продукции на 150-170 млрд. руб. С учетом теневого производства в данном секторе это составило 5-6% общего объема выпуска промышленной продукции. Доля малых предприятий в объеме производства по отдельным отраслям характеризовалась следующими показателями: 7% - в машиностроении и металлообработке; по 8-10% - в лесной; деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности; 9-12 % - в пищевой; 9-11% -в легкой промышленности.