Материалы

Эпоксидный композит для ремонта и реставрации трубопроводов бестраншейным методом


 

ЭПОКСИДНЫЙ КОМПОЗИТ ДЛЯ РЕМОНТА И РЕСТАВРАЦИИ ТРУБОПРОВОДОВ БЕСТРАНШЕЙНЫМ МЕТОДОМ

 

Трубопроводы являются одним из важнейших компонентов жизнеобеспечения предприятий и мест обитания человека. По ним подаётся питьевая вода и техническая, транспортируются газ, нефтепродукты, выводятся за городскую черту канализационные стоки, обеспечивается теплоснабжение. В разработанной по поручению Президента России Федеральной целевой программе «Жилище» (подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации») говорится, что кризис коммунального хозяйства вызван состоянием инженерных сетей, изношенность которых является главным источником угроз для социального и экономического развития страны.

Россия находится на втором месте в мире по протяжённости подземных трубопроводов, достаточно сказать, что за год в России потребляется около 24 млн. т стальных труб. Это в 2 раза больше, чем в США (7 млн. т), Японии (4 млн. т) и ФРГ (2млн т) суммарно.

Однако «срок жизни» такой трубы всего 8-12 лет. В результате интенсивной коррозии металла, а также в результате жизнедеятельности железосодержащих бактерий, стальные трубы зарастают изнутри.

Размножаясь, микроорганизмы, в конце концов, полностью разрушают трубу одновременно с процессами коррозии, и тогда её приходится менять: роется траншея и вместо старой закладывается точно такая же новая быстро ржавеющая труба, а через несколько лет вся история повторяется.

Учитывая современное состояние трубопроводов отечественного коммунального комплекса, когда средний износ по стране составляет 60%, а в некоторых регионах достигает 80%, при нехватке средств на ремонт и замену, становятся актуальными методы, позволяющие провести ремонт в сжатые сроки и без существенных финансовых затрат. Положение еще сложнее в больших городах, мегаполисах, где ремонтные работы, требующие вскрытия дорожного покрытия, надолго нарушают течение нормальной жизни, прерывая транспортные потоки, затрудняя сообщение между районами и нарушая другие сети инфраструктуры. С этой точки зрения современные технологии бестраншейного ремонта трубопроводов выглядят как наиболее, если не сказать единственно, перспективные.

Бестраншейные технологии позволяют в среднем на 30-50% снизить капитальные затраты в сравнении с традиционными раскопочными технологиями и не требуют многих и часто дорогостоящих согласований на проведение ремонтных работ, связанных с рытьём траншей и возможным нарушением асфальтовых покрытий, мостовых, исторических центров городов, монтажа новых трубопроводов. А при включении приведенных затрат в стоимость выполняемых работ, бестраншейный способ оказывается существенно выгоднее. Кстати, и культура современного строительства предполагает, что работы на строящемся или ремонтируемом объекте должны доставлять как можно меньше дискомфорта горожанам.

Также применение таких технологий в среднем на 25-40% сокращает потребление электроэнергии насосно-силовым оборудованием, и за счёт использования полимеров и других инертных материалов стабилизирует пропускную способность трубопроводов.

Существующие на сегодняшний день покрытия для реализации этого уникального метода представляют собой композиции на основе тампонажных цементов и не удовлетворяют технологическим и эксплуатационным требованиям по многим показателям.

Композиции на основе тампонажных цементов обладают низкой адгезией к поверхности металлических труб, материал имеет не удовлетворительную водостойкость, особенно для трубопроводов теплотрасс и горячего водоснабжения, где температура может достигать 180°С, используемые ремонтные составы не стойкие в агрессивных средах.

Процесс ремонта затягивается на длительные сроки, т.к. твердение и набор необходимой прочности цементных растворов, связанное с гидратацией цемента, длительный во времени процесс, а технология ремонта требует как минимум, двух-, а лучше трёх- кратной проходки снаряда для обеспечения хорошей герметизации внутренней поверхности.

Для обеспечения необходимой прочности внутреннего покрытия необходима значительная толщина его стенок, что существенно снижает диаметр прохода внутри магистрали после ремонта.

Таким образом, в настоящее время остро возникла необходимость разработки композиций и составов, удовлетворяющих требованиям указанного выше метода бестраншейного восстановления трубопроводов. Это достаточно сложная задача, поскольку ремонтные составы, а их должно быть, по-нашему мнению, несколько (для каждого вида транспортируемых жидкостей или газов – индивидуальные), должны одновременно удовлетворять множеству различных требований, главные из которых следующие.

1 2 3
Общее время работы: 14.837026596069 мс
Использование памяти: 661 КБ