Материалы

Жаргон современного студента


Связь криминального мира и подростковых жаргонов в некотором смысле амбивалентна. С одной стороны, возрастная психология подростка предполагает «выделяющее поведение» и стремление к корпоративности, которое реализуется в речевом поведении. С другой стороны, криминальный язык представляет неразвитое наивное сознание, пралогический тип мышления, тяготеющий к первобытным по происхождению социальным реалиям - кастовости, обрядам посвящения, табу. Среди наиболее значимых причин употребления жаргона в речи молодежи можно выделить следующие:

а) для достижения искомого социального статуса в группе на основе принятия ее социальных и нравственных ценностей;

б) ради забавы и удовольствия;

в) для демонстрации остроты своего ума;

г) в целях избежания повседневной банальности, прецедентности употребления слов литературного языка, стремление к большей экспрессивности речи;

д) для привлечения внимания к собственной особе;

е) для обогащения языка, придания лексической конкретности некоторым явлениям и предметам;

ж) для акцентуации своей принадлежности к определенной школе, ремеслу, профессии, для установления и поддержания контакта внутри данной социальной общности;

з) для выполнения конспиративной функции;

и) для создания собственной речевой маски;

Ядром студенческого жаргона являются элементы студенческого арго. Студенческие арготизмы, как правило, сохраняют внутреннее вузовское употребление и обычно не выходят за рамки студенческого: преп «преподаватель», фак «факультет», универ «университет», пед педагогический институт и т.п. Кроме арготизмов социально-профессиональный подъязык студентов содержит эмоционально-экспрессивные модификации общеупотребительных понятий, т.е. прагматические переименования, которые являются обновленными обозначениями уже существующих и известных смыслов - студенческие жаргонизмы.

Модус экспрессивного отчуждения в студенческом жаргоне конкретизируется постоянной актуализацией иронической образности (война, шпора, стёпа), комическими сравнениями (плавать, автомат, гроб) и традиционным молодежным эпатажем (корочки «диплом», «документы», скинуть «сдать экзамен, зачет») и пр., с помощью которых снимается профессиональное напряжение и заодно подчеркивается корпоративная избранность студенчества, статус студента в обществе в отличие от не­студента.

Анкетирование проводилось среди студентов инженерного факультета (2-3 курса), поэтому большинство респондентов были мужского пола (90,3%), оставшиеся 9,7% - женского пола. 51,6 % опрошенных часто используют жаргонные слова в своей речи, 41,9% - редко, а 6,5% - иногда. 83,8% чаще используют эти слова при общении с друзьями, 54,8% - с одногруппниками, 9,6% - с родителями.

Наиболее употребляемыми словами для описания студенческой жизни стали: «лаба» - лабораторная работа, «студак» - студенческий билет, «препод» - преподаватель, «в натуре» - в действительности, «степуха» - стипендия, «комп» - компьютер, «типа» - вроде того, «инстик» - университет, «хавчик» - еда и др.

А для характеристики повседневной жизни студенты используют такие слова, как: «в натуре» - в действительности, «хавать» - есть, «бабло», «лавэ» - деньги, «тачка» - машина, «синька» - распитие спиртных напитков, «братва» - друзья, «косяк» - ошибка и др.

Для того чтобы быть включенным в молодежное сообщество, стать в нем «своим», молодому человеку надо не только быть молодым по возрасту, но также и говорить на языке, свойственном его возрастной группе, а именно владеть и пользоваться молодежным жаргоном. Жаргон по своему существу «кодирует», «сохраняет» и «передает» информацию от одного молодого человека к другому. Но поскольку молодежь не существует вне общества и не представляет собой некоего монолитного единства, в жаргоне молодежи выделяются различные пласты в зависимости от сферы его распространения: в школе, ПТУ, вузе и др.

Жаргонная лексика молодежных социально-профессиональных группировок - яркое средство выражения корпоративного подстиля, ориентации речи на «своих» (с целью отграничения ее от «чужих»), которая и поддерживает модус отчуждения от нормы: стёпа, степуха «стипендия», провалиться, пролететь «потерпеть неудачу», пробирка «учительница биологии» и др.

1 2
Общее время работы: 16.137838363647 мс
Использование памяти: 658 КБ