Материалы

Негативные моменты вступления России во Всемирную торговую организацию


В связи с участием России в дого­воренностях в рамках ВТО возможны следующие потери: затруднится защита российских производите­лей из-за значительного снижения тарифов, что облегчит доступ иностранных товаров и услуг на российский рынок. России придется поступиться некоторой свободой в принятии протекционист­ских мер; со снижением ввозных таможенных пошлин могут уменьшиться поступления в государствен­ный бюджет РФ, что вынудит компенсировать эти потери повышением ставок акцизов, НДС и других налогов; может замедлиться процесс экономической интеграции с государствами СНГ, особенно в рамках Таможенного союза. Несмотря на догово­ренности между членами этого Союза о взаим­ных консультациях по вопросам вступления в ВТО, нельзя исключать, что одна из стран подпи­шет соглашение о присоединении к ВТО раньше других, и ее обязательства перед ВТО в силу до­говоренностей между странами-участницами Та­моженного союза станут стандартом для других стран-членов союза; членст­во в ВТО ограничит возможности государства в регулировании внешнеэкономической деятель­ности.

Возможные потери можно будет минимизиро­вать, используя компенсирующие меры. К ним относятся: установление дозволенного правила­ми ВТО периода перехода к новым ставкам ввоз­ного тарифа и поэтапности их снижения, а также усиле­ние защиты сельскохозяйственного производства РФ за счет использования разрешенных ВТО не­тарифных мер, что в сочетании с тарифными бу­дет наиболее эффективным средством в переход­ный период. Несмотря на определенные издержки экономики Россия заинтересована в присоединении к ВТО и адаптации к принципам этой организации в целях укрепления отношений ЕС-Россия. Однако присоединение к ВТО и подчинение ее нормативным документам агропромышленного комплекса будет иметь серьезные последствия для его экономики.

До момента вступления в ВТО, чтобы не усугубить кри­зисное положение агропромышленного комплек­са, необходимо зафиксировать следующие поло­жения: базовый объем поддержки сельскому хозяйст­ву, который будет в последующие годы снижать­ся, должен определяться исходя из уровня, сло­жившегося в конце 80-х годов; отдельные отрасли АПК, стратегически важ­ные для страны и нуждающиеся в особой защите, должны быть выделены из общего режима; гибкий механизм установления импортных та­рифов; при этом в качестве базовых могут быть приняты их размеры в Европейском Союзе с уче­том особенностей российского продовольствен­ного рынка; временное сохранение возможности использо­вания нетарифных ограничений по импорту от­дельных видов продовольствия; использование экспортных субсидий для сти­мулирования выхода отечественной продукции на мировой рынок. В отношении экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия меры по его под­держке станут более актуальными тогда, когда насыщенность рынка отечественными това­рами будет приближаться к нормальной и появятся свободные ресурсы для выхода на мировой рынок. Нужен также длительный переходный период по приспособлению российского сельского хо­зяйства к мировому рынку на условиях ВТО. При вступлении в ВТО нужно хотя бы в теории за­твердить права России на такой же механизм ре­гулирования внешней торговли продовольстви­ем, который существует в Европейском Союзе.

Переход к рыночным отношениям в россий­ском сельском хозяйстве привел к коренному изменению воспроизводства условий аграрного сектора. Положение сельскохозяйственных това­ропроизводителей кардинально ухудшилось из-за новых соотношений на сельскохозяйственную продукцию и средства производства. На порядок сократились масштабы государственной под­держки сельского хозяйства. Используя недоста­точную защищенность отечественного рынка, страны с развитой рыночной экономикой значи­тельно расширили свою долю на российском рынке продовольствия. Очень часто это обеспе­чивается субсидированием самого экспорта. Основные разногласия в переговорах сосредотачиваются вокруг определения базового периода для расчета фактического среднегодового уровня агре­гированной меры поддержки (АМП). Предлагаемый странами-членами ВТО период (последние три года) не приемлем для России, так как соответствующий уровень бюджетной под­держки слишком мал, что не позволит обеспечить достаточного финансирования мероприятий по выводу сельского хозяйства из кризиса, не учиты­вает будущих перспектив развития аграрного сектора. Необходимо также предусмотреть резерв ввиду неизбежности принятия новых обяза­тельств по сокращению уровня поддержки сельско­го хозяйства на новом раунде многосторонних торговых переговоров в ВТО.

Общее время работы: 8.7740421295166 мс
Использование памяти: 659 КБ