Негативные моменты вступления России во Всемирную торговую организацию
В связи с участием России в договоренностях в рамках ВТО возможны следующие потери: затруднится защита российских производителей из-за значительного снижения тарифов, что облегчит доступ иностранных товаров и услуг на российский рынок. России придется поступиться некоторой свободой в принятии протекционистских мер; со снижением ввозных таможенных пошлин могут уменьшиться поступления в государственный бюджет РФ, что вынудит компенсировать эти потери повышением ставок акцизов, НДС и других налогов; может замедлиться процесс экономической интеграции с государствами СНГ, особенно в рамках Таможенного союза. Несмотря на договоренности между членами этого Союза о взаимных консультациях по вопросам вступления в ВТО, нельзя исключать, что одна из стран подпишет соглашение о присоединении к ВТО раньше других, и ее обязательства перед ВТО в силу договоренностей между странами-участницами Таможенного союза станут стандартом для других стран-членов союза; членство в ВТО ограничит возможности государства в регулировании внешнеэкономической деятельности.
Возможные потери можно будет минимизировать, используя компенсирующие меры. К ним относятся: установление дозволенного правилами ВТО периода перехода к новым ставкам ввозного тарифа и поэтапности их снижения, а также усиление защиты сельскохозяйственного производства РФ за счет использования разрешенных ВТО нетарифных мер, что в сочетании с тарифными будет наиболее эффективным средством в переходный период. Несмотря на определенные издержки экономики Россия заинтересована в присоединении к ВТО и адаптации к принципам этой организации в целях укрепления отношений ЕС-Россия. Однако присоединение к ВТО и подчинение ее нормативным документам агропромышленного комплекса будет иметь серьезные последствия для его экономики.
До момента вступления в ВТО, чтобы не усугубить кризисное положение агропромышленного комплекса, необходимо зафиксировать следующие положения: базовый объем поддержки сельскому хозяйству, который будет в последующие годы снижаться, должен определяться исходя из уровня, сложившегося в конце 80-х годов; отдельные отрасли АПК, стратегически важные для страны и нуждающиеся в особой защите, должны быть выделены из общего режима; гибкий механизм установления импортных тарифов; при этом в качестве базовых могут быть приняты их размеры в Европейском Союзе с учетом особенностей российского продовольственного рынка; временное сохранение возможности использования нетарифных ограничений по импорту отдельных видов продовольствия; использование экспортных субсидий для стимулирования выхода отечественной продукции на мировой рынок. В отношении экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия меры по его поддержке станут более актуальными тогда, когда насыщенность рынка отечественными товарами будет приближаться к нормальной и появятся свободные ресурсы для выхода на мировой рынок. Нужен также длительный переходный период по приспособлению российского сельского хозяйства к мировому рынку на условиях ВТО. При вступлении в ВТО нужно хотя бы в теории затвердить права России на такой же механизм регулирования внешней торговли продовольствием, который существует в Европейском Союзе.
Переход к рыночным отношениям в российском сельском хозяйстве привел к коренному изменению воспроизводства условий аграрного сектора. Положение сельскохозяйственных товаропроизводителей кардинально ухудшилось из-за новых соотношений на сельскохозяйственную продукцию и средства производства. На порядок сократились масштабы государственной поддержки сельского хозяйства. Используя недостаточную защищенность отечественного рынка, страны с развитой рыночной экономикой значительно расширили свою долю на российском рынке продовольствия. Очень часто это обеспечивается субсидированием самого экспорта. Основные разногласия в переговорах сосредотачиваются вокруг определения базового периода для расчета фактического среднегодового уровня агрегированной меры поддержки (АМП). Предлагаемый странами-членами ВТО период (последние три года) не приемлем для России, так как соответствующий уровень бюджетной поддержки слишком мал, что не позволит обеспечить достаточного финансирования мероприятий по выводу сельского хозяйства из кризиса, не учитывает будущих перспектив развития аграрного сектора. Необходимо также предусмотреть резерв ввиду неизбежности принятия новых обязательств по сокращению уровня поддержки сельского хозяйства на новом раунде многосторонних торговых переговоров в ВТО.