Материалы

Стабилизационный фонд Российской Федерации формирование и использование


Стабилизационный фонд Российской Федерации (далее Стабилизационный фонд) – часть средств федерального бюджета, образующаяся за счёт превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному учёту, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой.

Источниками формирования Стабилизационного фонда в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ являются дополнительные доходы федерального бюджета, образуемые расчётным путём за счёт превышения цены на нефть над базовой ценой и остатки средств федерального бюджета на начало соответствующего финансового года, включая доходы, полученные от размещения средств Стабилизационного фонда.

В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ средства Стабилизационного фонда могут использоваться для финансирования дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой, а также на иные цели в случае, если накопленный объём средств Стабилизационного фонда превышает 500 млрд. рублей.

Управление средствами Стабилизационного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Операции со средствами Стабилизационного фонда отражаются на отдельных счетах Федерального казначейства, открытых в Центральном банке Российской Федерации.

В настоящее время объем Стабилизационного фонда превышает его нормативное значение и поэтому позиция Министерства финансов России по использованию накоплений Стабилизационного фонда формировалась в течении длительного времени в ходе многочисленных обсуждений проблемы с экспертами и, на конечном этапе, коллегией Министерства финансов, оформлена в виде предложений по использованию средств Стабилизационного фонда, согласованных с ведущими министерствами и ведомствами страны, представляющими экономический блок, и Банком России и представлена в Правительство Российской Федерации.

В начале следует рассмотреть суммы, о которых может пойти речь при рассмотрении вопроса использования Стабилизационного фонда. На графике 1 представлена динамика объёма Стабилизационного фонда в ближайшей перспективе при условии, что этот фонд не тратится, а мировая цена на нефть зафиксирована на уровне 28 долл. за баррель.

Стабилизационный фонд формируется за счёт двух источников, которые связаны с нефтью: часть налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть и часть экспортной пошлины на нефть, поступающие в бюджет при превышении ценовой планки в 27 долл. за баррель. Кроме того, в начале 2004 года в Стабилизационный фонд было перечислено 106 млрд. рублей, а по итогам этого же года был достигнут базовый объём Стабилизационного фонда в 500 млрд. рублей. Ценовая планка в 27 долл. за баррель для НДПИ была выбрана не случайно. До 2006 года эта величина составляла 20 долл. за баррель, однако в связи с продолжающимся ростом цен на нефть в 2005 году было принято решение начиная с 2006 года повысить ценовую планку до 27 долл. за баррель.

Основанием послужили изменения в долгосрочных прогнозах цен на нефть в сторону их повышения, потребность в дополнительном финансировании отдельных статей расходов федерального бюджета, изменение оценки сбалансированности спроса и предложения на денежном рынке. До вступления изменения по величине ценовой планки, она выражала среднюю цену на нефть марки «Юралс» за последние 10 лет. График 2 показывает ежегодную динамику цены на нефть за последние 30 лет и скользящую среднюю с величиной периода 10 лет. Фиксация ценовой планки позволяет застраховать экономику от непредсказуемых изменений мировой экономики.

График 3 показывает влияние средней цены на нефть на темпы роста мировой экономики. Как видно из графика зависимость между ценой и темпами – обратная. Для российской экономики это имеет большое, если не решающее значение.

1 2
Общее время работы: 9.2461109161377 мс
Использование памяти: 659 КБ