Материалы

Формирование акцентологической культуры младшего школьника


 

ФОРМИРОВАНИЕ АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

 

Потребность школы в совершенствовании речи школьников, в том числе и в грамотном акцентологическом произношении велика, однако методических указаний по введению в урок элементов совершенствования акцентологической культуры школьников недостаточно. Особенно сложно обстоит дело с сельской школой, где учащиеся ограничены в широком общении, далеки от очагов культуры, слышат, в основном, неграмотную речь односельчан. И поэтому возникло противоречие между потребностью формировать акцентологическую культуру речи младших школьников и методической обеспеченностью в этом отношении учебного процесса. Сложность и неординарность русского ударения широко известны. Проблемы правильности его постановки были и остаются одними из трудных как для изучающих русский язык, так и носителей языка Не секрет, что данная область языковой науки непроста и для самих ученых-лингвистов, а ведь правильная постановка ударения является не только необходимым признаком речевой культуры, но и способствует адекватному пониманию речи.

Акцентология - наука, имеющая множество аспектов, поэтому проблемы русского ударения - область языка, которая, как ни одна другая, вызывает много неразрешенных споров и колебаний, поэтому до сих пор ни в школе, ни в вузе акцентология не изучается как система.

Особые условия работы учителя сельской школы диктуют необходимость решения некоторых специфических задач при обучении акцентологии. Среди них назовем следующие: - формирование и развитие речевого слуха учащихся; создание вокруг учащихся образцовой речевой среды для нейтрализации диалектного влияния; обучение акцентологии путем сравнения диалектного произ­ношения, свойственного данной местности, с нормированным.

Целесообразно также использовать те специфические условия, в которых работает сельская комплектная школа. Среди таких условий хотелось бы отметить малую на­полняемость классов, более тесный контакт учителя с родителя­ми учеников, «многопредметность» (когда один учитель ведет 2—3 предмета). При правильной организации обучения они мо­гут облегчить овладение русским литературным произношением и ударением.

Малая наполняемость классов дает возможность шире прак­тиковать индивидуальные и групповые задания, держать под не­ослабным контролем речь каждого школьника.

«Многопредметность» облегчает соблюдение единого рече­вого режима в школе в связи с тем, что количество учителей в школе невелико и легче достигнуть единства в соблюдении требований к речи как учителей, так и учащихся.

Более тесный, чем в городе, контакт учителя с родителями поможет сделать последних союзниками в борьбе за повышение произносительной культуры детей.

1 2
Общее время работы: 12.390851974487 мс
Использование памяти: 659 КБ