Особенности воспитания личности студентов в процессе физкультурного образования
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Физическая культура в высших учебных заведениях представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности студента. Физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство.
В настоящее время коренным образом изменился социальный заказ общества высшей школе. Во главу угла поставлена задача подготовки подлинных специалистов, истинных профессионалов и деловых людей, способных реализовать себя в условиях жесткой конкуренции.
По этим соображениям нами принято решение изучить вопросы особенностей воспитания личности студентов в процессе физкультурного образования.
Вначале были проанализированы публикации по проблеме.
Затем, поставлена задача - определение основных путей воздействия на личность студентов в процессе физкультурного образования с целью формирования у них осознанного отношения к здоровому образу и спортивному стилю жизни и вовлечению их в физкультурную деятельность.
На основании изученной литературы и публикаций представилось возможным сделать следующие выводы:
1. Физическая культура в высших учебных заведениях представлена как обязательный раздел гуманитарного компонента образования и важнейший компонент целостного развития личности студента.
2. В условиях жесткой конкуренции полностью сможет реализовать себя человек не только и не столько высоко профессиональный, сколько здоровый физически и психически.
3. Традиционная теория физической культуры в большей степени направлена на обучение движениям и воспитание физических качеств, без воздействия на духовное развитие.
4. Ключевыми позициями обновления системы физического воспитания должны стать:
- демократические традиции и идеалы физкультурного движения;
- сближение системы физического воспитания и общественной жизни;
- сотворчество педагога, тренера и студента.
К сожалению, в изученной нами литературе стройной системы привлечения к физкультуре и вовлечения в физкультурную деятельность каждого студента вуза нефизкультурного профиля не предлагалось.
Изучение материалов исследований, проведенных в ряде вузов России, анализ теоретических аспектов физической культуры позволили определить основные пути формирования потребностей, целей, мотивов современного студенчества в выборе ими физкультурной деятельности. Суть их заключается в том, что физическая культура рассматривается как один из важных видов общей культуры студенческой молодежи, а ее основные компоненты — неспециальное физкультурное образование, спортивная, рекреационная и реабилитационная деятельность — удовлетворяют потребности в физкультурной деятельности практически каждого студента. Все виды физической культуры в отдельности дополняют друг друга и находятся в тесной взаимосвязи.