Материалы

Влияние лечебной физической культуры при заболеваниях желудочно-кишечного тракта у студентов


Рисунок 1 - Комплекс ЛФК при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

Независимо от формы течения, локализации язвы с 1-го дня лечения больных обучают брюшному дыханию, лежа в постели на спине с согнутыми ногами в коленных и тазобедренных суставах, считая в уме: на 2-3 счета – вдох, на 3-4 – выдох (амплитуда движения брюшной стенки – в пределах безболезненности, постепенно увеличивающаяся; во время вдоха брюшная стенка поднимается, на выдохе слегка втягивается). В фазе полной ремиссии ЛФК выполняют стоя, сидя и лежа (рис. 1). На уроке по физической культуре мы выполняем упражнения на гимнастическом коврике, с гимнастической палкой, мячами, гантелями и продолжительную ходьбу в спокойном темпе.

Синдром раздраженного кишечника представляет собой функциональные расстройства деятельности кишечного тракта, характеризуется нарушением моторной и секреторной функций в сочетании с повышением чувствительности их рецепторного аппарата. Наиболее частыми симптомами являются нарушение стула (спастические запоры, диарея), метеоризм.

Цель использования физических упражнений – улучшение нервно-психического состояния больных, нормализация функции вегетативной нервной системы, улучшение двигательной функции кишечника. В комплекс упражнений целесообразно включать брюшное дыхание с активным движением диафрагмы, сгибание, разгибание, наклоны и повороты туловища; сгибание тазобедренных и коленных суставов с вращением бедер к наружи; сгибание, разгибание, пронацию и супинацию стоп; движения пальцами стон. Оптимальными исходными положениями — лежа на спине, на животе, на боку, коленно-кистевое, коленно-локтевое. Упражнения выполняются без напряжения или со слабым усилием, ритмично, в среднем и медленном темпе, по 8–15 раз. В каждом занятии используются 2–3 исходных положения с плавным переходом из одного в другое, много дыхательных и релаксирующих упражнений. Продолжительность занятий 20–40 мин. При наличии атонических явлений (чаще в правых отделах толстой кишки) в комплекс упражнений постепенно вводятся изометрические напряжения мышц, резкие смены исходных положений и темпа. Все это делается на занятиях по физической культуре.

При нарушениях с ускоренной моторикой ЛФК назначается при улучшении состояния студентов. Физические упражнения выполняются в исходном положении сидя, стоя с напряжениями мышц рук, ног, туловища и их расслаблением, в среднем темпе. Полезными для студентов также являются ходьба, плавание, ходьба на лыжах, массаж пояснично-крестцовой области. [2]

Лечебная гимнастика оказывает целебное действие и при геморрое. Здесь полезны любые движения, ускоряющие кровообращение: маховые движения ногами в положении лежа на спине и стоя на четвереньках (рис. 2).

Рисунок 2 - Комплекс лечебной гимнастики при колитах

Гастроптоз – опущение желудка. Для студентов с опущением желудка характерны жалобы на чувство тяжести, давления и ощущения полноты в эпигастральной области после еды, отрыжка воздухом, выпячивание нижней части живота. Комплексное лечение включает массаж, лечебную гимнастику, плавание, диетотерапию. Лечебная гимнастика (рис. 3) выполняется лежа на спине (с приподнятым тазом), на четвереньках, в коленно-локтевом положении. Включают общеразвивающие упражнения, дыхательные, упражнения с гантелями. Курс 15 – 20 процедур. [1]

Рисунок 3 - Комплекс лечебной гимнастики при гастроптозе

Лечебный эффект от физических упражнений при желчекаменной болезни и хроническом холецистите обусловлен улучшением оттока желчи под влиянием движения. Нормализация деятельности пищеварительного аппарата и улучшение обмена веществ в результате физической тренировки препятствует застою желчи и образованию камней. Самым важным для студентов является общеукрепляющее действие физических упражнений, что приводит к регулированию процессов желчеобразования и выделения. При холецистите и желчекаменной болезни рекомендуется такой же комплекс упражнений, как и при язвенной болезни (рис. 1).

В профилактике и комплексном лечении заболеваний органов желудочно-кишечного тракта лечебная физкультура занимает важное место – оказывает укрепляющее и регулирующее влияние на нервную систему и функции органов пищеварения. Кроме того, ЛФК местно воздействует на брюшной пресс и внутрибрюшные органы: желудок, кишечник, печень, селезенку, почки. Результат воздействия физических упражнений зависит от их вида, дозировки ритма и темпа выполнения, от этапа их применения, продолжительности курса, а также от сочетания их с диетой и другими лечебными средствами. [3]

Таким образом, ЛФК оказывают положительное влияние на органы брюшной полости, стимулируют регуляторные механизмы пищеварительной системы.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1 Дубровский В.И. Лечебная физкультура - М.: ВЛАДОС, 2001. – 608 с.

2 Епифанов В.А. Лечебная физкультура: Справочник/Под ред. проф. В.А. Епифанова. – 2-е изд., Медицина, 2001. – 592 с.

3 Коркин М.А., Рабинович И.М. Лечебная физкультура в домашних условиях. – Л.: Лениздат, 2000. – 142 с.

4 Транквиллитати А.Н. Восстановить здоровье.- М.: Фигура и спорт, 2002. – 304 с.

 

 

1 2
Общее время работы: 17.270088195801 мс
Использование памяти: 660 КБ