Материалы

Толерантность в образовательной среде


Василькова Е.С.

Научный руководитель: канд. филос. наук, доц.

Устич Н.А.

Белгородский государственный технологический

университет им. В. Г. Шухова, Северо-Кавказский филиал

 

ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

 

Большинство конфликтов в российском обществе происходит из-за неумения или нежелания воспринимать других людей такими, какими они есть, со всей их непохожестью на нас.

Для того чтобы понять каким будет будущее России нужно, в первую очередь, посмотреть, что из себя представляет сегодняшнее молодое поколение, которому строить новую жизнь. Нынешняя молодежь, в большинстве своём, – реалисты, адекватно оценивающие себя и свои возможности. К сожалению, очень часто у современных молодых людей понятие активности отождествляется с агрессивностью. Жесткость, нежелание считаться с другими людьми и идти на уступки – данная модель поведения явно преобладает.

С такой жизненной позицией жить нельзя, это, в конечном итоге, ведёт к озлобленности, разобщённости людей. Альтернативой в данном случае может быть только поведение, основанное на толерантности, как принципе деятельности. По В. И. Далю, термин «принцип» означает «научное или нравственное начало, основание, правило, основа, от которой не отступают». [1]

Интересно, что понятие толерантности во многих словарях имеет явную медицинскую направленность и трактуется как: «потеря способности к выработке антител» и т.п., носят негативный характер. Совершенно иную характеристику определение толерантности получает в Преамбуле Устава ООН: «… проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи». Здесь толерантность рассматривается, как необходимое условие интеграции в систему общественных отношений (социализации). Определений толерантности великое множество, но все они приводят к одному выводу: толерантность – это категория, предполагающая активную жизненную позицию и всестороннее развитие личности за счет взаимодействия с другими людьми и культурами.

В работах ряда авторов (А. А. Погодиой [2] и др.) структурные составляющие толерантности выделяются на основе различных видов взаимодействия между людьми: диалога, сотрудничества и опеки, которые характеризуются обоюдной заинтересованностью сторон и взаимной выгодой. Все три типа взаимодействия возможны только при условии терпимого и уважительного отношения его участников друг к другу. Только в этом случае оно будет позитивным и плодотворным. Своеобразными критериями толерантности будут являться: устойчивость личности, эмпатия, дивергентность и мобильность поведения, социальная активность. Формирование толерантной личности зависит от характера окружающей человека социальной среды, от обстановки, в которой он живет и развивается. Социальным институтом, роль которого в процессе формирования толерантного общества в России сейчас очень сильно возросла, является образование, которое в лице школ, колледжей и Вузов принимает самое непосредственное участие в формировании личности ребенка. Именно в учебных заведениях, наравне с семьёй, где ребёнок является частью коллектива, формируются многие качества, присущие толерантной личности.

Данные, полученные в ходе совместных исследований с педагогом-психологом одной из школ в г. Минеральные Воды, показывают, что самый высокий уровень открытой агрессии приходится на 5-е – 9-е классы. Во многом это связано с периодом полового созревания и соответствующими ему особенностями поведения (агрессивность, раздражительность, стремление показать своё «Я» и т.д.). Но в то же время часть данной возрастной группы (5-е – 7-е классы) лучше всего поддается влиянию посредством занятий, тренингов и индивидуальной работы со школьными психологами. Что касается 8-х – 9-х классов, то здесь дети не проявляют особого желания сотрудничать в области психологических занятий. Их интерес, в основном, сводится к утверждению собственного «Я», даже за счет ущемления интересов других. В старших классах уровень толерантности заметно повышается. Это обусловлено стремлением быть успешными, выбрать профессию, адекватно относиться к жизненным ситуациям. Значительное уменьшение агрессии (скрытой и явной) связано с появлением понятия «личность» и, как следствие, ответственности за содеянное и сказанное. Школа является одним из главных этапов в становлении личности ребенка, поэтому нужно уделить особое внимание работе школьных психологов, причем не только с учениками, но и с преподавательским составом.

1 2
Общее время работы: 15.977144241333 мс
Использование памяти: 661 КБ