Физическое развитие и здоровье студентов-первокурсников
Изучение состояния здоровья молодого поколения России весьма актуально, так как статистические данные свидетельствует о его резком ухудшении. Интенсификация процесса обучения, внедрение компьютерных технологий в современном Вузе создают повышенные нагрузки на организм студентов. Положение усугубляется тем, что студенты в процессе обучения страдают от гиподинамии. Появляются нарушения во многих системах органов и самые разнообразные заболевания. Перегрузка часто возникает из-за недостаточного внимания к индивидуальным психофизиологическим особенностям, несоблюдения режима дня и условий обучения. При возрастающих учебных нагрузках снижаются физическая и умственная работоспособность, что сказывается на физическом развитии и состоянии здоровья. Это подтверждает необходимость изучения функциональных возможностей организма при адаптации студентов к условиям жизни и обучения.
Данные исследования проведены в рамках большой работы, которую ведут студенты педагогического факультета по проблемам адаптации к учебным нагрузкам.
Изучали состояние здоровья и физическое развитие студентов-первокурсников педагогического факультета университета в учебных группах. Всего обследовано 123 студента, из них - 111 девушек и 12 юношей в возрасте 17-18 лет. Физическое развитие студентов изучали с помощью антропометрических исследований: соматоскопии, соматометрии и физиометрии, оценку проводили методом перцентилей. Анализ состояния здоровья делали на основе обследования каждого студента врачами центра семейной медицины университета.
Результаты изучения физического развития студентов представлены в табл.1.
Из данных таблицы видно, что от 44,4 до 65,4% всех студентов имеют среднее физическое развитие, т.е. их антропометрические параметры соответствуют средним возрастным нормам. Студентов с развитием ниже среднего насчитывается от 5,3 в 5-ой группе до 26,3% во 2-ой.
Выше среднего развиты от 4,3 до 19,1% студентов. Низкое физическое развитие имеют от одного до четырех человек в разных группах, что составляет 4,8 - 17,4%. Меньше всего в группах студентов с высоким развитием.
Если проанализировать физическое развитие девушек и юношей, то получается следующая картина. Среднее развитие имеют около 60% девушек и 40% юношей. Отличия заключаются в том, что развитие девушек характеризуется более низкими величинами, 30 человек из них имеют низкое развитие и ниже среднего.
У юношей низкого физического развития не отмечено, ниже среднего развит только один студент. При этом 50 % юношей имеют развитие выше среднего и высокое.
Оценивая гармоничность физического развития, необходимо отметить, что у большинства студентов развитие является дисгармоничным, т.е. имеются серьезные различия в соотношении роста, массы и окружности грудной клетки.
Таблица 1
Физическое развитие студентов-первокурсников
Группы | Физическое развитие | |||||||||
Низкое | Ниже среднего | Среднее | Выше среднего | Высокое | ||||||
чел. | % |
|