Инновационный сектор промышленности
Причины инновационного кризиса в российской промышленности
Главная из них - неверная экономическая идеология государства в отношении инновационных и производственных процессов. Она берет начало в концепции так называемой новой экономики, определяющей принципы эффективного функционирования национальных хозяйств в условиях глобализации и информатизации. Концепция смещает акценты с собственного производства на инновации, т.е. устойчивый экономический рост обеспечивает не наращиванием выпуска постепенно модернизируемых товаров и услуг, а непрерывным изменением структуры выпуска под влиянием спонтанных и организуемых изменений спроса, а также ростом удельного веса инноваций в человеческий капитал. Новую экономику образуют все экономические субъекты, создающие инновационную стоимость. Действительно анализ экономик стран ,,золотого миллиарда’’ показывает, что до 80% роста ВВП в них достигается за счет инновационного сектора. В чем здесь проблема и что здесь плохого?
Другим важнейшим препятствием для развития инновационного сектора в России является созданная за годы реформ Либерально-бюрократическая система государственного управления экономикой. Однако анализ показывает, что по тем или иным причинам ни одна из названных юридических форм не подходит для нормальной эксплуатации имеющихся в распоряжении государства ноу-хау.
Усовершенствование институционального обеспечения инновационной деятельности тормозится низкой законодательной активностью и правовой культурой властей по данным вопросам. Имеется,,мертвый” законодательный проект РФ,,Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике’’, разработанный еще в 1995г. и претерпевший ряд изменений. Ряд субъектов РФ, например Томская, Саратовская, Тверская и Новосибирская области, осуществляли попытки принятия аналогичного документа на региональном уровне.
Кроме того, указанные попытки в основном демонстрируют неподготовленность властей к работе с инновационным сектором. Законопроектом определено, что 0,5% регионального бюджета будет целевым образом тратиться на инновационную деятельность, т.е. на реализацию инновационных проектов и программ, и 1,5% на поддержку научной деятельности. Соответственно соотношение между затратами на научную и инновационную деятельность составляет 3:1, в то время как его обычная величина в развитых странах равна 1:10. Следовательно, естественные для инновационного рынка пропорции финансирования искажены в 30 раз.
Неразвитость инновационного рынка объясняется также неготовностью российского менеджмента к агрессивным действиям на рынках сбыта. Речь идет о том, что продвижение инноваций предполагает формирование рынка, как правило, уникального изделия. За рубежом на долю компаний, занимающих такие нетрадиционные ниши, приходится 15-20% всего потребительского рынка, а в России - не менее 1%. Для освоения таких рыночных ниш требуется в частности, нетрадиционный маркетинг и чрезвычайно активная сбытовая стратегия компании. Однако к таким действиям российские топ - менеджеры пока не готовы. Инновационных посредников приятно делить на инновационных менеджеров (организаторов разработок) и технологических брокеров (торговцев готовыми технологиями). Рынок инновационных посредников России предстоит строить практически с нуля.
Еще одна причина инновационного кризиса в промышленности заключается в невыполнении государством своих обязательств. Например, на инновационную программу,, Техноэкополис”,,, Комсомольск-Амурск-Солнечный’ ‘(ТЭП КАС), которая вошла в качестве составленного элемента президентской программы ,, Дальний Восток и Забайкалье’’, планировались инвестиции в размере 1,4 млрд. руб., включая 0,5 млрд. руб. из федерального бюджета. Однако фактически доля федерального бюджета составила 0,3% общих и 1,2% программных инвестиций. Получается, что российские власти поддерживают инновационный рынок только декларативно, реальная же финансовая поддержка минимальна.
Выше перечисленные причины инновационного кризиса, ошибки, просчеты и недоделки, можно преодолеть только в длительной перспективе. Как правило, сложность перехода предприятий на выпуск новой продукции связана с узостью российских региональных рынков и с невозможностью компенсировать повышенные затраты за счет увеличения масштаба производства.
Меры по поддержке промышленного инновационного рынка
Анализ проблем функционирования отечественного инновационного рынка позволяет определить направления совершенствования государственной инновационной политики. Наиболее важными в управлении инновациями являются следующие направления.