Щебеночно-мастичный асфальтобетон с применением отхода промышленности
Щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси были разработаны во второй половине 60-х годов прошлого века в Германии и получили название «Splittmastixasphalt» (SMA). Они появились как следствие борьбы дорожных служб Германии с интенсивным разрушением дорожного покрытия и образованием колеи из-за роста интенсивности движения большегрузных и тяжеловесных транспортных средств.
В последние годы как за границей так и в Российской Федерации доля применения щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей для устройства верхних слоев дорожных покрытий с шероховатой поверхностью неуклонно увеличивается .
В качестве заполнителей использовали щебень и отсев дробления кварцитопесчаника т.к., в этой смеси необходимо применять именно дробленые материалы. Кроме того, исследования, проведенные в БГТУ показали, что кварцитопесчаник вследствие дефектной структуры имеет активную поверхность, что обеспечивает достаточно хорошее сцепление с битумом.
В результате процессов метаморфизма в кварцитопесчанике образовались структурные дефекты, что установлено работами проф.В.С. Лесовика. Это отразилось на состоянии поверхности кварцитопесчаника: несмотря на то, что в состав кварцитопесчаника входит более 90% кварца, эта порода обеспечивает хорошее сцепление с битумом за счет большого количества активных адсорбционных центров на ней. Для стабилизации использовали известные волокнистые материалы VIATOP, TOPCEL и волокнистый отход П-2.