Материалы

Необходимость формирования коммуникативной культуры студентов


Согласно результатам, полученным при анализе раздела «общие данные», выявлено, что большую часть студентов на экономическом факультете составляют девушки в возрасте от 18 до 21 года (68 %). На инженерном факультете основную массу составляют юноши в возрасте от 18 до 20 лет (57%). Большинство студентов проживает в городе (87%) и оценивают свое материальное положение как среднее (81%).

Анализ опросов по направлению «учебный процесс» показал, что количество студентов на экономическом факультете, которые адаптировались к положению студента на первом курсе быстро и легко, составило 95% (на инженерном 98%). Средняя успеваемость по факультетам находится на уровне «хорошо». Студенты, посещающие лекции и практические занятия всегда, составляют большую часть учащихся: на экономическом факультете - 94%, на инженерном – 92%. Количество студентов, не всегда посещающих занятия, незначительно.

«Общение». Опрос показал, что соотношение между студентами, которые легко находят «общий язык» со студентами своей группы, и студентами, которые не могут этого сделать на экономическом факультете, составляет 84% и 6%, соответственно (на инженерном факультете 83% и 7%, соответственно). Что касается установления контактов с преподавателями, то согласно полученным результатам большинство студентов не имеют в этом трудностей. На вопрос «Стараетесь ли вы быть вежливыми в общении со своими сверстниками?» большая часть студентов экономического факультета ответила положительно, при этом они не употребляют нецензурных выражений – 71% (29% употребляют эти выражения крайне редко). Однако, на инженерном факультете всего лишь 15% не употребляют нецензурных выражений (54% употребляют эти выражения крайне редко). Мы считаем, что такая разница в показателях между факультетами (56%) связана с тем, что большую часть студентов экономического профиля составляют девушки, а на инженерном – юноши. Девушки считают нецензурные выражения при разговоре недопустимыми и неприличными. Возможно, положительная тенденция в уменьшении употребления нецензурных выражений связана с программой «Мат – не наш формат!», проводимой на территории Белгородской области.

В общении с взрослыми большинство студентов нашего филиала стараются вести себя вежливо. Главными критериями вежливого общения с человеком они считают возраст и социальный статус собеседника. Так же для них имеет большое значение то, с кем они общаются. В ходе тестирования студентам было предложено оценить по пятибалльной шкале свою культуру речевого общения. Средняя оценка по факультетам составила 4 балла. Большинство студентов экономического факультета старается говорить правильно – 87%, но не всегда это получается (13%). На инженерном факультете выявлен более низкий показатель (69% и 31%). В разговоре студенты стараются не обидеть своего собеседника, но на грубое высказывание в свою сторону, в основном, они отвечают тем же. Главной причиной грубого общения они выделяют отношение собеседника к себе. По мнению респондентов, главными составляющими культурного общения являются: вежливость, уважение к собеседнику, умение правильно говорить и выражать свои мысли, а также культура жестов. Примером для подражания в общении студенты обоих факультетов выделили родителей. Они считают культуру общения необходимым элементом общей культуры личности студента, однако, оценили свою культуру речевого общения по пятибалльной шкале в 3 балла.

В ходе анализа ответов по последнему направлению «свободное время» было выявлено следующее: современный студент предпочитает чтению книг теле- и радиопрограммы. Тематика программ, которые вызывают наибольший интерес у студентов, весьма разнообразна: музыкальные программы, спорт, а также политика. Если у студентов появляется свободное время, то они тратят его на чтение учебной литературы.

Высокий уровень коммуникативной культуры, в первую очередь, связан с введением в учебный план предметов, направленных на формирование у студентов умения верно вступать в общение, удерживать инициативу в коммуникации, умение прогнозировать возможные пути развития коммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение, эмоционально настраиваться на коммуникативную ситуацию, преодолевать психические барьеры – основных компонентов коммуникативной компетентности. Как было сказано нами ранее, уровень развития коммуникативной культуры находится в прямой зависимости от сформированности основных компонентов коммуникативной компетентности. И эта зависимость была подтверждена результатами, полученными в ходе нашего исследования.

Из вышесказанного следует, что, в целом, по вузу наблюдается выше среднего уровень коммуникативной культуры студентов. Вероятно, это связано с такими причинами, как довольно высокий уровень коммуникативной компетентности абитуриентов, более жесткий отбор при поступлении в ВУЗ, проведение различных общественных акций (например, «Мат – не наш формат!»), высокие требования работодателей к будущим специалистам и т.д.

 

 

 

1 2
Общее время работы: 9.6919536590576 мс
Использование памяти: 660 КБ