Необходимость формирования коммуникативной культуры студентов
НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ
Воспитание сегодня может и должно быть понято не как «однонаправленная передача опыта от старшего поколения к младшему, но как взаимодействие, сотрудничество детей и взрослых в сфере их совместного бытия». Именно в таком взаимодействии формируется общая культура человека, культура общения. Воспитание общей культуры, формирование культуры общения, коммуникативной культуры продолжается непрерывно в течение всей жизни и деятельности человека. В результате образования у человека должно быть сформировано некоторое целостное социально–профессиональное качество, позволяющее ему выполнять производственные задачи, взаимодействовать с другими людьми. Это качество может быть определено как коммуникативная компетентность человека, которая является одной из важных составляющих коммуникативную культуру человека в целом, что и определило актуальность исследования.
Культура общения или коммуникативная культура – это сложное многоплановое и многогранное образование, характеризующее общение, главными компонентами которого являются: культура слушания, культура говорения и эмоциональная культура
В исследовании уровня коммуникативной компетентности были задействованы студенты Губкинского филиала Белгородского государственного технологического университета имени В.Г.Шухова, обучающиеся на 1 - 4 курсах, общей численностью 150 человек с разным уровнем проявления коммуникативных и организаторских способностей (КОС), самоконтроля и самооценки, эмпатийных тенденций (ЭТ). В исследовании использовались известные методики: тест-опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС-2) В.В.Синявского и Б.А.Федорина; «Оценка самоконтроля в общении» М.Снайдера; «Исследование уровня эмпатийных тенденций»; тест на выявление уровня самооценки; «Оценка способов реагирования в конфликте» К.Н.Томаса. Данные методики являются одним из основных источников получения точной информации об уровне сформированности коммуникативной компетентности. В избранных методиках коммуникативные и организаторские склонности проявляются в умении четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с окружающими, проявлять инициативу и находчивость, оказывать положительное психологическое воздействие на людей на основе наличия теоретических знаний в области коммуникативных дисциплин, адекватного восприятия личности, взаимодействия и совместной деятельности.
Изучение проявления содержательных компонентов коммуникативной компетентности студентов на начало опытно-экспериментальной работы показало следующее:
1. все структурные компоненты коммуникативной компетентности находятся на среднем уровне, в то же время уровень КОС имеет высокий показатель;
2. имеет место тенденция развития коммуникативной компетентности от 1-го к 4-му курсу, которая, однако, проявилась незначительно;
3. особых отличий в уровне развития коммуникативной компетентности студентов экономического и инженерного профиля не отмечено.
Процесс формирования коммуникативной компетенции носит равномерный характер, наблюдается равномерное развитие содержательных компонентов коммуникативной компетентности; более ярко представлены эмпатийные тенденции, менее – самоконтроль.
Следующим этапом нашей работы стало изучение коммуникативной культуры студентов Губкинского филиала БГТУ им. В. Г. Шухова. Студентам предложили ответить на вопросы по следующим направлениям: общие данные, учебный процесс, общение и свободное время. На начало исследования были выделены две группы студентов экономического и инженерного профиля общей численностью 185 человек с разным уровнем коммуникативной культуры. Исследование проводилось среди студентов, обучающихся на 2 – 4 курсах очного отделения.