Материалы

Анализ факторов риска в системе управления предприятием


Риск — сложное, объемное и объективно существующее понятие, с которым сталкивается любая фирма, функционирующая в условиях рыночной экономики. Он постоянно сопровождает любое действие или бездействие предприятия. Успех современной организации в значительной степени зависит от отношения к проблеме риска, которая заслуживает всестороннего изучения. И в первую очередь необходимо выявить факторы, в результате действия которых возникают предпринимательские риски. Они могут быть заложены в организации деятельности или в стратегии фирмы либо выступать результатом действий самого предпринимателя. Риски могут быть следствием внутренних для фирмы решений или воздействия окружающей среды бизнеса — действий конкурентов, поставщиков, мнения общественности, изменения конъюнктуры рынка, отсутствия полноценной информации и т. д.

Под факторами риска понимается сущность процессов или явлений, способствующих возникновению того или иного риска и определяющих его характер. Они раскрывают как особенности конкретного вида деятельности, так и специфические черты неопределенности, в условиях которой эта деятельность осуществляется.

Основное внимание при анализе рисков необходимо уделить формированию групп факторов риска. Одни из них являются внешними по отношению к фирме, а другие внутренними.

К внешним факторам относятся те условия, которые организация не может изменить, но должна учитывать, поскольку они сказываются на ее состоянии. Они включают в себя экономические, социальные и политические условия, в рамках которых осуществляется предпринимательская деятельность и к динамике которых она вынуждена приспосабливаться. Это возможные сдвиги в общественных потребностях и потребительском спросе, появление технических и технологических новшеств, изменение политической ситуации, влияющей на предпринимательскую деятельность, непредсказуемые природные явления и др.

К внутренним факторам риска относятся четыре основные группы: стратегия фирмы, ресурсы и их использование, качество и уровень использования маркетинга. Эти группы включают в себя несколько конкретных, действующих в каждой организации избирательно факторов.

В условиях рыночной экономики особое значение приобретает разделение факторов на управляемые (регулируемые) и неуправляемые (нерегулируемые). Это связано с тем, что управляемость (регулируемость) факторов является признаком, по значениям которого факторы относятся или к альтернативам, или к внешней среде решения управленческой задачи. В анализе риска вопрос об управляемости факторов имеет первостепенное значение для оценки внутренних резервов и выявления объективных предпосылок, обусловливающих риск, и условий, напрямую зависящих от руководителя. Можно выделить следующую классификацию:

— управляемые (регулируемые) факторы, характеризующие качество работы коллектива и управленческой работы, уровень организации производства и труда, степень использования ресурсов, эффективность хозяйственного процесса и др.;

— условно нерегулируемые (труднорегулируемые) факторы, которые в исследуемом периоде с трудом или частично поддаются воздействию со стороны рассматриваемого субъекта управления;

— неуправляемые (нерегулируемые) факторы, которые не могут быть изменены субъектом управления.

Отнесение фактора к той или иной группе зависит от уровня управления и длительности периода реализации принятого решения. Чем выше уровень управления, тем больше факторов можно рассматривать в качестве управляемых, и граница их целенаправленного изменения становится шире.

1 2
Общее время работы: 9.9709033966064 мс
Использование памяти: 659 КБ