Влияние углещелочного реагента и технического лигносульфоната кальция на реологические свойства сырьевых шламовых суспензий различного минералогического состава
Одним из путей увеличения производительности в технологии клинкера и повышения эффективности технологического оборудования является снижение влажности шламов цементного производства. Снижение влажности шлама на 1 % позволяет уменьшить расход топлива до 4 кг на 1 тонну клинкера.
Основным способом снижения влажности шлама является ввод в цементно-сырьевую смесь химических реагентов, позволяющих регулировать структурно-механические свойства шламов (грануляцию материала за цепной завесой, пылеунос и теплообмен между материалом и газовым потоком).
Целью представленной работы, является изучение влияния наиболее известных пластификаторов (углещелочной реагент (УЩР и технический лигносульфонат кальция (ЛСТ)) на реологические и структурно-механические свойства шламовых суспензий различного минералогического состава. При этом изучалось влияние различных пластификаторов на седиментационные свойства сырьевых суспензий при двухсуточном хранении и технологическом транспортировании.
Понизители вязкости исследовали на шламах приготовленных на сырьевых компонентах Белгородского, Мордовского и Балаклейского цементных заводов (табл. 1). Опыты выполняли на ротационном вискозиметре ВСН-3 и текучестемере МХТИ ТН-2.
Сырьевые суспензии готовили совместным помолом в присутствии понизителей вязкости до остатков 6–8 % на сите № 008. Реологические свойства определяли непосредственно после приготовления шлама. Исследование структурно-механических свойств цементных систем и моделирование процессов движения шлама в системах насосов, трубопроводов и перемешивания в режиме хранения, выполнены на ротационном вискозиметре ВСН–3, предназначенном для измерения реологических характеристик упруго-вязко-пластических тел.
Таблица 1
Составы сырьевых цементных шламов
Сос тав | Мел | Глина | Глина | Глина бурая | Глина зеленая | Мел | Мел |
1 | + | + | - | - | - | - | - |
2 | + | - | + | - | - | - | - |
3 | + | - | - | + | - | - |
|