Материалы

Формирование эффективной системы управления инновационным потенциалом предприятия - приоритетное направление развития экономики в условиях реформирования


 

ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ – ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ

 

В передовых странах разработка и внедрение инноваций является решающим фактором социального и экономического развития, залогом экономической и территориальной безопасности, важной составляющей успеха проводимых реформ. Мировая практика показывает, что и государство в целом, и предприятие, и отдельный менеджер должны уделять самое серьезное внимание организации инновационной деятельности как одному из главных условий позитивного развития, обеспечению всего комплекса экономических, социальных и политических факторов ее поддержки. Таким образом, возникла объективная необходимость поиска эффективной системы управления инновационным потенциалом промышленного предприятия. В качестве одного из способов организации такой системы, усиления инновационной деятельности, на наш взгляд, целесообразно рассматривать создание инновационного центра. В данном случае инновационный центр следует понимать как обособленное подразделение в существующей организационной структуре, главной задачей которого является формирование максимально благоприятной среды развития инновационного потенциала предприятия.

Подобный центр (отдел, бюро и т.п.) можно организовать на любом промышленном предприятии Белгородской области. Создание инновационного центра можно рекомендовать к рассмотрению на примере Закрытого Акционерного Общества работников «Народное предприятие «Старооскольский механический завод», функционирующего в машиностроительной отрасли. Это предприятие выбрано в качестве примера неслучайно: его оборудование дает уникальную возможность быстро переходить от выпуска одной продукции к другой, что, теоретически, позволяет на порядок увеличить инновационный потенциал. Однако эта возможность на механическом заводе в полной мере не используется.

Реализация возможностей инновационного центра на рассматриваемом предприятии позволит ему решить данную проблему и обеспечить конкурентоспособность. Структура предлагаемого нами инновационного центра выглядит следующим образом:

Рис. 1. Структура инновационного центра

 

Группа маркетинга в приведенной структуре инновационного центра осуществляет поиск инновационных возможностей на Старооскольском механическом заводе и предоставляет сведения в группу анализа. Исследовательская группа осуществляет свою деятельность параллельно с группой маркетинга. Группа анализа формирует направления развития инновационного потенциала и передает информацию экспертной группе с целью выбора приоритетных направлений развития предприятия. Вычислительный центр обладает банком данных относительно инновационных возможностей, новшеств и нововведений, который передает для дальнейшей разработки в отдел, занимающийся их детальной проработкой. Приобретение профессиональных навыков персонала, направленных на совершенствование управления инновационным потенциалом, осуществляется с помощью группы обучения. Функции планирования, контроля, организации и координации работы центра выполняются его начальником. При этом в качестве условия эффективного осуществления этих функций выступает механизм обратных связей между начальником и находящимися у него в подчинении группами.

Необходимо учитывать, что проектируемый инновационный центр не является изолированным, он активно взаимодействует с другими структурными подразделениями Старооскольского механического завода путем взаимного обмена различного рода информацией. Наглядно данные взаимодействия представлены на рисунке 2. В этом аспекте инновационный центр предстает как гибкая структура сквозного менеджмента инновационной деятельностью — структура менеджмента, использующая горизонтальные связи между функциональными подразделениями.

 

 

 

 

 

 

 

1 2
Общее время работы: 56.359052658081 мс
Использование памяти: 658 КБ