|
Материалы

Отечественная система подготовки кадров высшей квалификации с учетом процессов глобализации образования


 

В современных условиях, когда интенсивно развиваются процессы глобализации, строится система общеевропейского образования возникает ряд задач, которые необходимо решать для подготовки кадров высшей квалификации и, прежде всего, по естественно-научным и техническим направлениям. Современные научно-педагогические кадры аспиранты и докторанты - будущие кандидаты и доктора наук должны быть способны воспринимать происходящие изменения в системе профессионального образования, внедрять инновационные достижения в области педагогики, модернизировать существующие программы подготовки, лекционные курсы, семинарские занятия согласно требованиям времени. Необходимо учитывать, что в условиях развития процессов глобализации может возникнуть необходимость в проведении совместных работ и программ в области образования, причем затрагивающих не только методологическую, но и практическую сферы деятельности. Очевидно, что в перспективе возникнет необходимость перехода на единые общеевропейские образовательные технологии. Известно, что уже сейчас зарубежом современный образовательный процесс наводнен элементами открытого образования, дистанционными лекционными курсами, лабораторными работами удаленного доступа. В нем все чаще используются телекоммуникационные технологии и, прежде всего, Интернет. У нас в стране эти тенденции также имеют место, но находятся еще пока на начальных стадиях развития. Таким образом, складывается необходимость подготовки будущих научно-педагогических кадров основам и достижениям педагогической науки последнего времени. В сложившихся условиях необходимо проводить мероприятия по подготовке аспирантов, докторатов, кадров высшей квалификации современным достижениям в области образования и педагогики, максимально эффективно реализовывать программу «Преподаватель высшей школы». В условиях старения профессорско-педагогического состава вузов все чаще образовательная нагрузка возрастает и ложится на плечи аспирантов и соискателей, становится одним из основных видов профессиональной деятельности наряду с научно-исследовательским творчеством в рамках диссертационного исследования.

Интеграционные тенденции, направленные на развитие полноправных отношений с Европой, в частности подписание Россией Болонской декларации и перспективы вступления нашей страны в зону общеевропейского высшего профессионального образования (ВПО), требуют соответствующей (адекватной) комплексной модернизации отечественной системы ВПО. В настоящее время в рамках проводимых мероприятий затрагиваются вопросы создания системы контроля качества образования, введения системы кредитов или зачетных единиц, трансформации института аспирантуры в третью ступень высшего профессионального образования (программу PhD) и построения многоуровневой системы подготовки специалистов. Если создание двух первых этапов (бакалавриат, магистратура) уже начато и динамично развивается, то в вопросе создания докторантуры (PhD) до сих пор нет определенной ясности позиций. Причем эти проблемы стоят не только перед Российской системой образования, но и перед Европейским сообществом. Из-за сложившегося многообразия видов подготовки на третьей ступени ВПО, еще не определено, какое же из них взять за базовый образец, своеобразную точку отсчета. Следует ожидать принятия решения по вопросу о статусе докторантуры (PhD) и ее месте в образовательной траектории в ближайшее время. Данные инновационные процессы уже инициированы и продолжают развиваться. Контрольной точкой проверки результатов этой работы станет 2010 год, когда должен решиться вопрос о полном признании нашего образования за рубежом.

В соответствии с вышесказанным необходима разработка методических рекомендаций по адаптации научно-педагогических кадров высшей квалификации к внедрению в отечественную систему образования третьей ступени высшего профессионального образования (присвоение степени PhD). В основе которых должен стоять учет как европейских и мировых тенденций развития ВПО, так и отечественная специфика и опыт подготовки кадров высшей квалификации.

Необходимо подчеркнуть, что совершенствование подготовки специалистов должно проходить на базе агрегатизации отечественных и европейских традиций образования в сочетании с переориентацией оценок результатов образования и формированием компетентностного подхода. Предлагаемая отечественной системе профессионального образования концепция модернизации ВПО, соответствующая идеям Болонской декларации, требует выполнения предварительных комплексных научных исследований и анализа, проведения консультаций с представителями рынка труда, научно-педагогической общественностью.

1 2
Общее время работы: 556.88214302063 мс
Использование памяти: 660 КБ