Состояние рынка автомобилей иностранного производства в России
Анализ основных показателей автомобильной отрасли России свидетельствует, что в течение последнего десятилетия потребность российского рынка в легковых автомобилях заметно превышала возможности производственных мощностей. Кроме того, вследствие общего кризиса экономики России, значительно замедлился процесс реформирования автомобильной отрасли.
«Концепция развития автомобильной промышленности России» определила одним из приоритетных направлений создание и увеличение объемов производства на СП (совместных предприятиях) в России зарубежных автомобилей. Автомобильный рынок страны достаточно привлекателен и сегодня ряд ведущих мировых фирм (Тойота, Фольксваген, Ниссан, Даймлер-Крайслер и др.) рассматривают возможность создание СП на территории России. Развернувшаяся на российском автомобильном рынке борьба за покупателя, наряду с динамичным общим ростом продаж, обусловила и регулярные изменения в позиционировании автопроизводителей по достигнутым ими объемам продаж машин. По итогам 2005 года распределение мест среди первой пятерки лидеров российского рынка по объемам их продаж выглядит следующим образом:
1) GМ-АвтоВАЗ (37,5 тыс. ед.)
2) Хундай (33,6 тыс. ед.)
3) Тойта (30,3 тыс. ед.)
4) Форд (26,6 тыс. ед.)
5) ДЭУ (26,5 тыс. ед.)
Как видно, объемы продаж у соперников соизмеримы между собой, и в ближайшем будущем можно ожидать дальнейшего накала борьбы и новых перемещений. Следует заметить, что рост продаж автомобилей этой марки лимитируется не столько рыночным спросом, сколько предложением машин. В частности, срок ожидания заказа на востребованные рынком модели Мазда3 и Мазда6 нового поколения составляет 12 месяцев. Неслучайно компания приняла решение организовать в Москве свое представительство и выделила для России экспортную квоту в размере 15 тыс. автомобилей. Доля иномарок от общего числа автомобилей в Москве увеличивается с каждым годом. «Фольксваген» с 12,43% занимает первое место. Затем следуют «Мерседес» (11,36% — 159 тыс.), Ауди (8,38%) и др. Необходимо отметить, что в соответствии с «Концепцией развития автомобильной промышленности России», успешно реализуются ее основные положения. В том числе процессы интеграции в мировое автомобилестроение не только через расширение объемов продаж импортных автомобилей, но и с организацией совместных производств на территории России. Проблемным и не решенным вопросом остается организация производства автокомпонентов с широким участием иностранных фирм, но эта проблема требует отдельного рассмотрения.
Воспринимая как данность автомобильное настоящее, мы с нетерпением заглядываем в будущее. Автомобильный рынок и автомобильная отрасль России будут развиваться в соответствии с мировыми тенденциями. Это обусловлено внешними факторами и действиями мировых производителей автомобилей и автокомпонентов как в мире, так и на территории Российской Федерации. Необходимо отметить, что в соответствии с «Концепцией развития автомобильной промышленности России» успешно реализуются ее основные положения, в том числе процессы интеграции в мировое автомобилестроение не только через расширение объемов продаж импортных автомобилей, но и с организацией совместных производств на территории России.
Основной проблемой мирового автопрома в 2006 году остается перепроизводство. Причем его серьезно усугубляют повышенная конкуренция, необходимость значительных капиталовложений, усилившееся давление со стороны регуляторов отрасли, дефляция в ценовом пространстве, невысокие прибыли, рост цен на сырье. Общую динамику в индустрии определяет затяжная глобальная ценовая война, инициированная отраслевыми лидерами, которая существенно изменила ситуацию на автомобильном рынке и крайне отрицательно повлияла на прибыль его участников. Причина этой войны - повышенная конкуренция, толкающая большинство значимых игроков на захват новых рынков, изучение новых сегментов и разработку новых технологий с целью стимулировать рост. Вместе с тем новые рынки не всегда готовы к тому, чтобы принять внешних игроков и оправдать их расходы.