|
Материалы

Правовые аспекты реализации смежных прав


Для усиления борьбы против неразрешенного использования защищенных продуктов, многие страны приняли ряд инициатив на национальном или международном уровнях.

На региональном уровне можно отметить положения, касающиеся защиты и осуществления прав интеллектуальной собственности в договоре ALENA и Карфагенском договоре. Что касается Европейского Союза, здесь двусторонние соглашения включают все больше положений, касающихся признания и осуществления прав интеллектуальной собственности. Среди международных инициатив следует отметить инициативы Всемирной Организации по защите интеллектуальной собственности (ВОИС), которая сама начала ряд исследований и поддержала другие, а также сформулировала предложение по принятию новых международных инструментов защиты и предоставила техническую помощь ряду стран. Среди наиболее значительных международных инициатив надо отметить принятие в рамках заключительного акта, содержащего результаты многосторонних торговых переговоров Уругвайского раунда (апрель 1994), Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (соглашения ТРИПС)/4/. Определенные попытки регулирования вопросов осуществления смежных прав делаются и на региональном уровне. Так, согласно распоряжению мэра Москвы от 23 марта 1998 г. N 265 РМ "О новом порядке реализации видео и аудиокассет, компьютерных информационных носителей, лазерных и компакт-дисков в г. Москве /5/ и постановления Правительства Москвы от 19 января 1999 г. N 33 "О введении защитного идентификационного знака на видео и аудиокассеты, компьютерные информационные носители, лазерные и компакт диски /6/ создан специальный орган "Мосинформконтроль". В функции указанного органа входит депонирование объектов смежных прав, что в свою очередь затрудняет их неправомерное использование.

 

Ограничения прав исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания

В отношении смежных прав ЗоАП вводит пределы их осуществления, которые в определенной степени схожи с пределами осуществления прав авторов производных произведений. Так, согласно абз.2 п.1 ст.12 ЗоАП, переводчик (или автор другого производного произведения) пользуется авторским правом на созданное им произведение при условии соблюдения им прав автора произведения, подвергшегося переводу, переделке, аранжировке или другой переработке. Аналогичная норма сформулирована в п.3 ст.36 ЗоАП в отношении исполнителя: он осуществляет свои смежные права при условии соблюдения прав автора исполняемого произведения. Это означает, что автор производного произведения и исполнитель не вправе осуществлять или разрешать осуществлять использование результатов своей творческой деятельности, если при этом нарушаются права автора произведения, подвергшегося переработке, или автора исполняемого произведения.

Что касается производителя фонограммы и организации эфирного или кабельного вещания, то, согласно абз.1 п.2 ст.36 ЗоАП, они вправе осуществлять свои смежные права только в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором записанного на фонограмме или передаваемого в эфир или по кабелю произведения.

Необходимо отметить, что если при создании объектов смежных прав в большинстве случаев используются произведения, то при создании отдельных видов произведений (в частности, аудиовизуальных), могут использоваться объекты смежных прав. Однако в настоящее время в ЗоАП отсутствует статья, обусловливающая осуществление авторских прав соблюдением смежных прав /7/.

Закон допускает ограничение прав исполнителей (в частности право на воспроизведение) в тех случаях когда первоначальная запись была произведена согласия исполнителя либо воспроизведение осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи.

Согласно ст. 42 Закона об авторском праве и смежных правах существуют следующие случаи использования объектов смежных прав без согласия исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного и кабельного вещания:

свободное использование исполнения, постановки, передачи в эфир, передачи по кабелю и их записей, а также воспроизведение фонограмм для включения в обзор о текущих событиях небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю /1/.

Под обзорами текущих событий, в которых могут быть использованы объекты смежных прав, имеются в виду обзоры, сообщаемые по телевидению и радио либо во время публичных обзорных лекций. Подпункт 1 п. 1 прямо упоминает о том, что в обзоре могут быть использованы только "небольшие отрывки" из охраняемых объектов смежных прав. Понятие "небольшого" отрывка должно определяться в зависимости от длительности звучания (объема) объекта смежного права. Иными словами, "небольшой" - это относительное понятие. "Небольшой" отрывок аналогичен "короткому отрывку"; последний упоминается в подп. 3 ст. 20 применительно к авторским произведениям.

1 2 3 4 5
Общее время работы: 9.2029571533203 мс
Использование памяти: 660 КБ