Материалы

Значение физической культуры для студенток, занимающихся в основной и специальной медицинских группах


В вузах физическая культура представлена как важнейший базовый компонент формирования общей культуры студентов. Важнейшими элементами формирования физической культуры студентов становится мотивационная сфера личности, широта и глубина теоретических и методико–практических знаний, умений и навыков в области физической культуры и ее видов. Ценностное отношение к физической культуре приобретается личностью в процессе собственной активной деятельности, и эффективность данного процесса зависит от реализации принципа единства ее физического, интеллектуального и нравственного потенциалов.

В последние годы все чаще говорят о физической культуре не только как о социальном феномене, но и как о устойчивом качестве личности, поэтому образование в вузе ориентировано на формирование студента как субъекта собственной физической культуры. Физическая культура, будучи одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека в учебе, производстве, в быту, общении, способствует решению социально – экономических, воспитательных, оздоровительных задач.

Культура здоровья студента[1] – это интегральное личностное качество, формирующееся в процессе систематичного, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоционально –ценностного отношения к своему здоровью, к организации здорового образа жизни, валеологического мышления, накопления опыта, применения валеологических знаний, умений и навыков в практике организации здорового образа жизни, развития всех компонентов валеологического сознания.

Содержание культуры здоровья включает в себя три компонента:

интеллектуальный – знания в области валеологии, организации здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья; эмоционально–ценностный – активное положительное отношение к своему здоровью, к организации здорового образа жизни; действенно–практический – применение валеологических знаний, умений и навыков в практике организации здорового образа жизни.

Проблемы же совершенствования физического воспитания обусловлена, прежде всего ухудшением состояния здоровья студенческой молодежи. Многочисленные исследования показывают, что физкультурно–спортивная деятельность не стала для большинства студентов насущной потребностью, а здоровье и физическая подготовленность не входят в число ведущих ценностей значительной части молодежи.

Особую актуальность приобретает проблема саморазвития культуры здоровья студенток. От ее решения зависят качество подготовки современных молодых специалистов, развитие и использование интеллектуального потенциала общества, его здоровья.

Так, в настоящее время, растет число студенток, освобожденных от занятий или отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Именно студенткам, занимающимся в специальных медицинских группах, очень важно организовать занятия физической культурой так, чтобы избежать образование так называемого «порочного круга». Суть его заключатся в том, что двигательная недостаточность приводит к ухудшению функционального состояния организма, а это, в свою очередь ведет к нарушению способности выполнять физические нагрузки, столь необходимые для достижения оздоровительного эффекта. Так, складывается парадоксальная ситуация: организм нуждается в физических упражнениях, но, будучи недогружен ими, утрачивает способность к проявлению двигательной деятельности. Именно такая ситуация наблюдается у студенток, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, при этом у подавляющего большинства студенток данной категории нет какого–либо интереса к занятиям физической культурой.

Основной причиной этого является не только отсутствие федеральной программы, предусматривавшей дифференциацию характера упражнений и нагрузок, предлагаемых для студенток с различными заболеваниями, но что особенно важно, это отсутствие должного стимулирования студенток специальных медицинских групп к занятиям физической культурой. Увещевания о том, что занятия физической культурой полезны для их здоровья, носят абстрактный характер и теоретической неподготовленности студенток.

1 2
Общее время работы: 15.838146209717 мс
Использование памяти: 658 КБ