Традиционный народный костюм как отражение культурного наследия
Ходить без пояса считалось зазорным. Лишить человека пояса значило обесчестить его. Неслучайно и по сей день в отношении тех, кто ведет себя несдержанно и недостойно, говорят «распоясался», то есть вышел за рамки дозволенного.
Справа на поясе мужчины носили гаман (поясная сумочка, мешочек) из овчины или мошонки барана, в котором носили курево, гребенку для расчесывания бороды, усов, волос. А пристегивать или пришивать гаман к рубахе стали гораздо позже.
Рубаха дополнялась портами (штанами) из набивной и окрашенной в черный или темно-синий цвет холстины домашнего производства с вертикальными белыми линиями, в промежутках между которыми пестрели мелкие ромбики, квадратики, вилюшки. Концы портков и штанов доходили до икр и вплоть до появления брюк заправлялись в обувь: лапти, сапоги, валенки.
Разнообразна, но столь же конструктивна, функциональна и однотипна во всех трех регионах области была верхняя мужская одежда: жилет, кафтан, поддевка, зипун, бекеша, тулуп, шуба, Каратай, полушубок, армяк, халат, кожух. Так, в праздничные дни носили кафтаны (поддевки) из домотканого или покупного черного, синего, коричневого сукна. Суконные кафтаны отделывались плисом (старинная ткань фабричной выделки – хлопчатобумажный бархат) по борту, воротнику, обшлагам и карманам. По свидетельству этнографов, некоторые кафтаны имели высокий, стоячий, богато орнаментированный воротник – «козырь», который заставлял
своего хозяина держать голову гордо и молодцевато. Отсюда и пошло выражение «ходить козырем, держаться козырем».Старожилы сел Белгородско-Оскольского региона поведали о верхней мужской теплой одежде, именуемой «бекеша». Считают, что она была выше колен, в талию, имела стоячий воротник. Борта, подол, рукава, прорезные вертикальные карманы отделывались мехом.
Определенный интерес представляют мужские головные уборы, шапки, имевшие несколько типов и разновидностей: кожаные, меховые, валяные и плетеные. Более архаичными ученые считают меховые и кожаные колпаки островерхой формы. Основным типом головного убора более поздней эпохи является валяная из овечьей шерсти темного цвета шляпа «грешневик» (шапка-валенка) цилиндрической формы с овальным верхом и узкими немнущимися полями. Повсеместно широко бытовала шапка-куркуль, изготовленная из черной овчины мехом вверх, в форме усеченного конуса. Из меха овец, волов, лис, зайцев шили «малахаи» («капилюхи»). Этот головной убор на холстинной подкладке имел по бокам два уха и откидную планку сзади.
Исследования показывают, что мужчины украшали не только головные уборы. По праздникам, на свадьбы и в летнюю пору мужчины надевали нагрудные украшения: паломнический крест, гарус, грибатку. Безусловно, надевались они не столько для красоты, сколько в качестве амулета, талисмана, своеобразного оберега. Грибатка представляла собой висячее монисто из кругов – «ярил», размещенных по сдвоенным шнурам, искусно украшенное бусинами (стеклянными, позолоченными, посеребренными), бисером разных цветов и оттенков, пуговками, яркой вышивкой.
Таким образом, мы понимаем, что традиционный костюм – это ценнейший первоисточник для изучения истории народа, его традиций, обычаев, культуры, своеобразный символ национального самосознания и художественно-эстетических взглядов белгородцев, так сказать связующая нить дней нынешних и дней минувших. К сожалению, прошло то время, когда костюм, будучи результатом творческой деятельности человека, являясь частью его образа, мог так много рассказать о нем. Сейчас традиционный костюм мы
можем наблюдать лишь в музее, изредка во время выступления коллективов художественной самодеятельности, в дни народных праздничных гуляний. Да и интерес молодежи к народному костюму, как отражению принципов и идей прошлой жизни, как к ценности, проявляющейся в неповторимой вышивке, своеобразном крое практически исчезает, так как новое время пропагандирует абсолютно иные тенденции в одежде. Поэтому есть необходимость вызвать интерес к изучению народного костюма, его сохранению в качестве культурного наследия в рядах молодежи.