Материалы

Влияние эффективности управления оборотными активами на денежный поток предприятия


Каждое предприятие в процессе своего развития проходит фазы интенсивного роста, стабильного поло­жения на рынке и спада объемов продаж. От того, на каком из этапов развития находится предприятие, зависят объем и структура её обо­ротных активов, в том числе и размер денежных средств. Нормативы оборотных акти­вов, используемые в период стабильного поло­жения на рынке, совершенно неприемлемы для стадии активного роста. К примеру, если предприятие быстро развивается, пытается заво­евать новые рынки и покупателей, это непре­менно приводит к стремительному увеличе­нию оборотных активов. В период роста ком­пания вынуждена активно кредитовать покупателей для завоевания большей доли рынка, а также поддерживать широкий ассор­тимент запасов для повышения скорости об­служивания клиентов. В западной практике около 80% всех банкротств происходит из-за неэффективного управления оборотными ак­тивами в период роста [3].

Размер оборотных активов зависит от географическо­го расположения поставщиков и покупателей, а также от условий поставки. Примером мо­жет служить ситуация, когда крупные компа­нии, имеющие возможность диктовать свои условия поставщикам, обязывают их созда­вать поблизости от себя склады, с которых они в любой момент могут забирать нужные товары. Это позволяет значительно сократить инвестиции в запасы. Компании, которые не имеют возможности диктовать свои условия поставщикам, при управлении запасами должны учитывать сроки поставки, среднее время просрочки, производительность цехов и т. д.

Одним из основных факторов, оказывающих влияние на принятие тех или иных решений в отношении активов, является инфляция. Например, если ожидается резкий рост цен на сырье, то оправдано создание за­вышенных запасов при условии, что инфляция будет значительно выше нежели затраты по хранению.

В условиях жёсткой конку­ренции, для того чтобы удержать клиентов, завоевать большую долю рынка и удержать её, предприятия стараются предоставить большую отсрочку пла­тежа своим клиентам, создать такие условия, чтобы на складе всегда был товар, который мо­жет потребоваться покупателю, и всевозможные другие условия. Если предприятие-монополист и имеет возможность диктовать свои условия, то оно идёт на сокра­щение сроков кредитования и ограничивает ассортимент товарами, наибольшего спроса. В первом случае предприятие вынуж­дено увеличивать оборотные активы, а во втором имеет возможность значительно сократить их объем.

Особое значение для предприятия, в последнее время, занимает процесс планирования оборотных активов, предполагающий утверждение политики упра­вления оборотными активами, оценку потребности и анализ эффективности разработанных планов. Политика управления оборотными активами позволяет определить страховые резервы предприятия, а также базовые условия работы с поставщиками. Решение о данной политике предприятия вырабатывается совмест­но руководителями подразделений (финансо­вым директором, коммерческим директором, директором по производству и др.) и утвер­ждается генеральным директором. От того, ка­кая политика будет реализовываться по каж­дой из категорий активов (запасы, дебитор­ская задолженность, денежные средства), будут зависеть сроки и объемы продукции, предос­тавляемой в рассрочку, размер минимально допустимого остатка запасов и как следствие, величина совокупного денежного потока предприятия.

Результатом разработки политики предприятия в области управления оборотными активами должно стать определение максимально допус­тимых сроков предоставления коммерческого кредита, лимитов по коммерческим кредитам, а также базовых условий работы с поставщика­ми и подрядчиками (условия поставки и оплаты).

Современный экономический механизм хозяйственной деятельности предприятия довольно-таки сложен, и в нём немыслимо обойтись без информацион­ных потоков, создающих информационное пространство предприятия. Это связано с тем, что они сопровождают и координируют хозяйственно-финансовую деятельность. Информационное пространство является важнейшей и интегрирующей фор­мой всей хозяйственной производственной деятельности предприятия. Информация потребляется в ходе воспроизводственного процесса и воспроизводится как отражение этого про­цесса и его результатов. От того, насколько эта информация будет открытой и доступной для всех заинтересованных пользователей, зависит дальнейший экономический рост предприятия.

Необходимо отметить, что наряду с выше приведенными актуальными положениями состояния денежного потока, на сегодняшний день весьма перспективным направлением в системе управления деятельностью предприятия занимает внутрихозяйственный контроль оборотного капитала, который решает задачи непосредственно управления текущей, инвестиционной и финансовой деятельностью. Внутрихозяйственный контроль, по мнению Батурина Н.А.[1], представляет собой систему наблюдения и проверки наличия и использования оборотного капитала, осуществляемую для оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений и результатов их выполнения, выявления отклонений от запланированных норм, а также нарушений принципов законности, достоверности и целесообразности процессов использования оборотного капитала. Цель внутрихозяйственного контроля сводится к обеспечению сохранности, соблюдения норм законности и эффективности использования оборотного капитала, а также обеспечение сотрудников надёжной информацией.

1 2 3
Общее время работы: 9.4399452209473 мс
Использование памяти: 661 КБ