Современые проблемы использования городского пространства
Одной из самых актуальных проблем архитектуры известный британский архитектор Уилл Олсоп считает реконструкцию исторических памятников. По его мнению, старинные здания нужно сохранять в любом случае, но останется ли здание памятником архитектуры после его реконструкции – один из самых сложных вопросов, решить который он не смог. «Если вы видите перед собой, например, японский храм, которому 2000 лет, и тут же вспоминаете все землетрясения и катаклизмы, произошедшие в этой стране, то вы понимаете, что реальный возраст этого здания не более 50 лет», – отметил архитектор.
По его словам, если браться за реконструкцию, то нужно умело маскировать использование новейших технологий и работать с качественными оригинальными материалами. «Необходимо добиваться, чтобы старые здания гармонично вписывались в современное городское пространство», – заключил Уилл Олсоп.
Но также должна быть и обратная связь. Новые здания, особенно строящиеся в центе, не должны разрушать исторический дух города или улицы, а наоборот подчеркивать.
Город Воронеж имеет свои традиции застройки центральной части. Сформировавшись как крепость «Белгородской засечной черты», он стал расти в Петровские времена благодаря высококачественной древесине и судоходным рекам Воронеж и Дон. В период Отечественной войны город потерял свой строительный фонд на 2/3. за послевоенные годы он был восстановлен с учетом традиций, сложившихся до войны.
Исторические здания утратили свой первоначальный вид, т.к. сдаются в аренду. Пользователи этих помещений отделывают полученные площади по своему усмотрению и разумению.
Проектов по реорганизации городов разработано и реализовано великое множество. Но береговое пространство, как самостоятельная градостроительная единица, стала выделятся из этой общей массы только последние 40 лет. И это не случайно. Современное состояние городских территорий таково, что постоянно требуется все больше и больше площадей — города растут, а как можно еще расширить их территории — в основном, только за счет водных пространств.
Очень остро стоит вопрос взаимодействия архитекторов, заказчиков и политиков. Заказчики твердо диктуют ситуацию и ставят в зависимость архитектуру от финансирования. На этом фоне отсутствие сплоченных архитектурных и управленческих сил ведет к слабости позиции по конструктивному преобразованию города. Объединение архитектурных кругов необходимо. Самое главное – гражданская позиция каждого архитектора, не позволяющая проектировать плохо – то есть только в угоду заказчику, без отстаивания профессиональных принципов.