Материалы

Компьютерная игра как средство социализации современных подростков


Рис. 4. Распределение индивидуальных профилей СО по группам

Из рис. 4 видно, что подростки, которые уделяют компьютерным играм много времени (V группа) незначительно отличаются по самооценке от испытуемых практически неиграющих в КИ (I группа).

Таким образом, компьютерная игра обеспечивает интенсивный опыт анализа собственных успехов и неудач, что, в свою очередь, приводит к изменению Я-образа. Действительно, в результате исследования выяснилось, что опытные игроки отличаются от неопытных более дифференцированными представлениями о себе, готовы нести ответственность за предпринимаемые действия.

Опытность игроков оказалась позитивно связанной с мотивацией саморазвития, ухода от социума (от бытового и социальных проблем) и конформизма (игроками он сознается в меньшей степени, чем «неигроками»), и негативно связанной с мотивацией предпочтения компьютера. Кроме того, у опытных игроков самооценка в целом устойчивая и адекватная, практически на таком же уровне, как и у «неигроков», а идеальные и реальные компоненты структуры Я-образа сливаются и переносятся в структуру Я в компьютерной игре. Этот факт можно трактовать как подтверждение того, что компьютерная игра дает возможность ощутить себя как свой идеал.

Итак, представление о безусловно негативном воздействии традиционных компьютерных игр на психическое развитие в большинстве случаев не подтверждается. Более того, можно выделить ряд функций, которые способствуют развитию и самореализации подростков в игровой деятельности, отражая многообразие окружающего мира и богатство человеческих отношений:

Эмоциогенная функция. Игра меняет эмоциональное состояние, как правило, в сторону его улучшения, повышения настроения, воодушевляет, пробуждает интерес к чему-либо, т.е игра – не просто развлечение, а особый метод вовлечения подростков в творческую деятельность, побуждения их к активности.

Диагностическая функция. Игра побуждает подростка к самопознанию и одновременно создает условия внутренней активности личности.

Компенсаторная функция. Реализация идеи дополнения жизни: ребенок «примеривает» еще не использованные, не выбранные возможности. «Инобытие» игры дает возможность органичного сочетания контекстов прошлого и будущего во времени настоящем.

Коммуникативная функция. Игра всегда вводит ребенка в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, поскольку она – коммуникативная деятельность, хотя по чисто игровым правилам и вполне конкретная. Важно и то, что игра является более широким фактором общения, чем речь.

Функция самореализации. Процесс игры – это всегда пространство для самореализации ее участников.

Социокультурная функция. Игра – сильнейшее средство социализации, включающее в себя как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на формирование подростка.

 

1 2 3
Общее время работы: 10.708093643188 мс
Использование памяти: 656 КБ