Материалы

Компьютерная игра как средство социализации современных подростков


По субтесту №2 для подростков из обеих групп способность понимать невербальный язык общения соответствует среднестатистической норме, т.е. они могут правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям: мимике, позам, жестам. При этом чувствительность к невербальной экспрессии существенно усиливает способность понимать других,коррелирует с. сензитивностью к обратной связи в общении, с высокой самооценкой и степенью принятия себя.

Развитие способностей понимать смысл слов в зависимости от характера человеческих взаимоотношений определяется по субтесту №3. Для группы «А» уровень развития ниже нормы, а для групп «B» характерна средневыборочная норма. Им легче найти приемлимый тон общения с разными собеседниками, они имеют больший репертуар ролевого поведения (проявляют ролевую пластичность).

Для обеих групп обнаруживается наличие затруднений в понимании динамики межличностных отношений: подростки часто не способны путем логических рассуждений уяснить мотивы поведения людей, выстроить недостающие звенья в развитии событий. Для обследуемых двух групп уровень развития социального интеллекта ниже нормы: способность понимать и прогнозировать поведение людей развита недостаточно, что усложняет взаимоотношения и снижает возможности социальной адаптации. Важно отметить, что слабосредний уровень может в определенной степени компенсироваться другими психологическими особенностями: развитой эмпатией, коммуникативными навыками, стилем общения, чертами характера, особенностями развития личности.

По количеству часов (от 10 до 60), затрачиваемых в неделю на игру, были выделены 5 групп подростков Мы проанализировали общий уровень развития социального интеллекта по выделенным группам (рис.2).

Нетрудно заметить, что у подростков в целом низкий уровень социального интеллекта. Интенсивная игра за компьютером связана с уровнем развития социального интеллекта. Низкая способность к логическому обобщению, выделению общих существенных признаков в различных вербальных и невербальных реакциях человека, негативно сказывается на коммуникативной компетентности подростка. Однако доминирование показателей по шкале а у группы V свидетельствует о преобладании интровертированной установки личности, сопровождающаяся при этом развитыми способностями прогнозировать последствия поведения. И это вполне закономерный процесс для подростов, активно взаимодействующих с виртуальной средой, в которой разворачивающийся сюжет достаточно легко предугадать.

Рис. 2. Уровень развития социального интеллекта по группам

 

Шкалы:

а – истории с завершением,

б – группы экспрессии,

в – вербальная экспрессия,

г – истории с дополнением,

д – композиционная оценка

О развитии личности подростка свидетельствует его самооценка, которая тесно связана с уровнем притязаний. Для испытуемых группы «А» характерна высокая устойчивая адекватная слабо дифференцированная самооценка при относительно высоком уровне притязаний. Степень расхождения между показателями самооценки и уровня притязаний умеренная за исключением двух шкал: развитие умственных способностей и уверенность в себе.

Для подростков из группы «В» также свойственна высокая устойчивая адекватная слабо дифференцированная самооценка, но по шкалам авторитет и внешность показатели средние. При относительно высоком сильно дифференцированном уровне притязаний отчетливо прослеживается тенденция сильного расхождения СО и УП практически по всем шкалам (кроме характера и авторитета).

Рис. 3. Распределение индивидуальных профилей СО по группам

Притязания в значительной части случаев основываются на оценке подростком своих возможностей и служат стимулом личностного развития. Однако разрыв между УП и СО указывает на конфликт между тем, к чему стремится подросток, и тем, что он считает для себя возможным.

Рассмотрим индивидуальные профили СО по выделенным группам с учетом степени увлеченности подростка компьютерными играми.

1 2 3
Общее время работы: 19.514799118042 мс
Использование памяти: 659 КБ